ЛЮБОВЬ В ЦИКЛЕ РАССКАЗОВ И А БУНИНА «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ» - сочинение

В стихотворении Огарева «Обыкновенная повесть» есть такие строки:
Кругом шиповник алый цвел.
Стояла темных лип аллея...
Возможно, эти слова напомнили Бунину о родине, о русской осени, об очаровании природы, и он написал рассказ, который назвал словами, взятыми из стихотворения, — «Темные аллеи».
Книга рассказов «Темные аллеи» писалась целых восемь лет, с 1937 по 1945 год, во Франции, в Грассе. Бунин вспоминал: «Книга “Темные аллеи” была своего рода убежищем для нас, спасением от кошмара, творящегося вокруг». Писатель работал запоем, иногда по целым неделям просиживая за письменным столом, переписывал рассказы по нескольку раз, собирал имена и фамилии героев, придумывал заглавия.
Бунинские «Темные аллеи» можно поистине назвать энциклопедией любви. Первая неповторимая любовь, счастье первой встречи, горечь разлуки, тревожное чувство воспоминания об утраченном — все нашло отражение в рассказах этого цикла. Автор исследует самые различные состояния души человека, начиная с возвышенных, поэтических переживаний в рассказах «Руся», «Натали», противоречивых, прихотливых и странных чувств («Муза») вплоть до вполне заурядных и элементарных влечений и эмоций («Начало»), низменного животного проявления страсти («Барышня Клара», «Гость»). Но в первую очередь и главным образом влечет писателя истинная человеческая земная любовь, гармония «земли и неба», телесного и духовного. Такая любовь — огромное счастье. Но счастье это порой бывает так кратковременно. Оно вспыхивает, словно зарница, чтобы тут же снова погаснуть. Но, может быть, от этого оно еще дороже и ближе. Любовь в рассказах Бунина тоже непродолжительна, более того, чем она сильнее, совершеннее, тем скорее суждено ей оборваться. Но, уходя, она оставляет память, долгую память на всю жизнь. Бунин никогда не пишет о счастливой любви, которая длится годы или целую жизнь, в его любви обязательно должна быть боль и мука. «Пусть будет только то, что есть... Лучше уж не будет, — говорит молодая девушка в рассказе «Качели», отвергая самую мысль о браке с человеком, в которого влюблена. Герой рассказа «Таня» с ужасом думает, что он будет делать, если возьмет Таню в жены, — а ведь именно ее он по-настоящему только и любит. Когда же влюбленные стремятся соединить свои жизни, то в последний момент разражается катастрофа, возникают непреодолимые препятствия вплоть до смерти героев, — все для того, чтобы остановить мгновенье на высшем взлете чувств.
Есть еще одна особенность. Любовь в «Темных аллеях» осталась лишь в памяти героев, она уже ушла, отзвенела, и теперь вспоминается только прожитое. Любовь осталась позади, но, несмотря на это, жизнь, лица героев и героинь светятся отраженным ее светом. Только у Бунина, прощаясь с возлюбленным, женщина могла произнести: «Если есть будущая жизнь и мы встретимся в ней, я стану там на колени, поцелую твои ноги за все, что ты дал мне на земле». А ведь сказать это может только глубоко любящая, по-настоящему преданная женщина, для которой любовь — благо, даже если она и неразделенная.



Любовь в «Темных аллеях» неуловима. Все, что происходит с героями, случается сейчас. И в то же время это запечатлено в памяти. Создается впечатление, что все чувства и переживания героев принадлежат не им, а самой вечности. Сила воздействия бунинского письма поистине непревзойденна. Автор умеет предельно откровенно и подробно говорить об интимнейших человеческих отношениях, но всегда на том пределе, где большое искусство ни на миг не искажается хотя бы намеком на натурализм. Может быть, поэтому для Бунина нет запретных тем. Любой человеческий порыв у него освещен чистым сиянием возвышенного целомудрия. Бунин ведет повествование в духе собственных новаторских открытий, сделанных в «Митиной любви» и «Солнечном ударе». Говоря в рассказе «Генрих» о чувствах, которые возбуждает в мужчине женщина, являющая собою, по старинному выражению, «сеть прельщения человеком», Бунин устами своего героя выражает свое собственное отношение, эстетическое и нравственное, к тому, как надо писать о любви: «Эта «сеть» нечто поистине неизъяснимое, божественное и дьявольское, и, когда я пишу об этом, пытаюсь выразить его, меня упрекают в безрассудстве, в низких побуждениях. Хорошо сказано в одной старинной книге: “Сочинитель имеет такое же право быть смелым в своих словесных изображениях любви и лиц ее, каковое во все времена предоставлено было в этом случае живописцам и ваятелям: только подлые души видят подлое даже в прекрасном или ужасном”». И действительно, именно подобно живописцу и ваятелю живописует и лепит Бунин образ Красоты, воплотившийся в женщине, во всей грации и гармонии, данной ей природой. Этюд «Сто рупий» и ему подобные — это развернутые женские портреты, данные во всем ореоле их первобытной, дикой красоты, как явление природы. Женщины вообще играют в «Темных аллеях» главную роль. Мужских характеров нет, есть лишь их чувства и переживания, переданные чрезвычайно обостренно. Зато женских типов в «Темных аллеях» целая галерея: здесь и преданные любимому до гроба простые души Степа и Таня, и изломанные, экстравагантные, по-современному смелые «дочери века» («Муза», «Антигона»), рано созревшие, неспособные справиться с собственной природой девочки («Зойка и Валерия», «Натали»), продажные женщины («Мадрид»), наконец, мятущаяся, страдающая и прелестная, погубившая свою жизнь («Чистый понедельник»), и множество других, и каждая — живой, достоверный и очень русский характер. А над всеми этими типами царит вечная, как мир, Любовь. Именно ей всю жизнь поклонялся писатель. Она в тяжелые и мрачные годы вдохновляла и поддерживала его. Потому что у Бунина каждое свидание — это праздник и каждая разлука — это смерть. Все герои «Темных аллей» расстаются. Расстаются, обещая вернуться, но никогда не возвращаются. Его герои гибнут на войне, им мешают обстоятельства, их могут насильно разлучить, но всегда так получается, что у них нет выбора и вернуться они не могут. Только память является вечным свидетелем встреч и расставаний. «Дела давно минувших дней, — говорит героиня рассказа «Волны», — вспоминая то давно минувшее лето, августовские сухие дни и темные ночи, молотьбу на гумне, ометы новой, пахучей соломы и небритого гимназиста, с которым она лежала в них вечерами, глядя на ярко-мгновенные дуги падающих звезд». Действие большинства рассказов происходит в России, а если и вне ее, то родина все равно остается в душах героев. «Россию, наше русское естество, мы унесли с собой, и где бы мы ни были, мы не можем не почувствовать ее», — утверждал Бунин.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Темные аллеи > ЛЮБОВЬ В ЦИКЛЕ РАССКАЗОВ И А БУНИНА «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ»