ВЕЛИЧАЙШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СДВИГ В СУДЬБЕ НАРОДА (по роману М А Шолохова «Тихий Дон») - сочинение

Роман-эпопея «Тихий Дон» — это произведение о судьбе народа и страны в напряженные переломные эпохи русской истории: в период первой мировой войны, Октябрьской революции, гражданской войны. Жизнь и судьбы донского казачества не отделялись писателем от судьбы всего русского народа в эту эпоху.
«Тихий Дон» начинается с изображения жизни казачества в десятые годы. Это была новая историческая ступень в жизни страны. Отгремели события русско- японской войны 1904 года и первой русской революции, заканчивается период реакции. В России начинается новый революционный подъем.
Жизнь хутора Татарского проходит в напряженном труде. На первый план повествования выдвигается семья Мелеховых. Это обычная, как считалось в то время, середняцкая семья. Кратко рассказано об отце Пантелея Прокофьевича, который привез с войны турчанку и женился на ней. Хутор не признал иноземку, ее обвинили в «ведьмачестве», и толпа растерзала женщину. Но сын ее остался. И пошла на хуторе расти порода смуглых, чернявых казаков с коршунячьими носами, которых по-уличному звали «турками».
Мелеховы, Астаховы, Кошевые — все это труженики-хлеборобы. Коршуновы — уже зажиточное, «справное» семейство. Мирон Григорьевич имел много лошадей, коров, сотню овец, больше земли, чем другие, имел работников. Особое положение в хуторе занимал Мохов Сергей Платонович, торговец, имевший капитал в банке и державший бедняков в постоянной зависимости. Самостоятельность, смелость, решительность, безграничное трудолюбие и практичность, глубину и нежность большого чувства, даже пренебрежение традициями, переполнявшими жизнь, раскрывает Шолохов в истории происхождения рода Мелеховых. Казак может не подчиниться своей семье, но он не может защитить свои права, свою семью. Убийство турчанки — это не только обдуманный и злой произвол казаков, но и проявление дикого невежества. Уже здесь сказалась казачья спесь, ненависть ко всему чужому, «неказачьему». Намеченные в этой истории черты, характеризующие казачество, будут писателем углубляться и раскрываться, объясняя поступки массы и ее представителей. Казачество раскрывается в эпопее многогранно — в быту, в семье, в труде, во взаимоотношениях личностей и, наконец, в исторических событиях.
Революционный подъем в стране после реакции в десятые годы захватывает и казачьи хутора и станицы. Рабочий моховской мельницы Валет уверен, что начнется новая революция. Казакам необходимо было разобраться в наступающих событиях. Первая мировая война изображается Шолоховым как страшное народное бедствие. Высокий дряхлый старик, участник турецкой войны, предупреждает казаков о том, что война будет страшная: «Теперь ить вон какая оружия пошла». — «Один черт. Как в турецкую народ переводили, так и в эту придется...» — резко отвечает на слова деда казак Томилин. Шолохов с большим мастерством передает ужасы войны и умение людей оценить происходящее. Тяжело переживает свой первый бой Григорий Мелехов: «...после боя под городом Лешнювом тяжело переламывал в себе нудную нутряную боль. Он заметно исхудал, сдал в весе, часто в походах и на отдыхе, во сне и в дреме чудился ему австриец, тот, которого срубил он у решетки».
Мировая война усилила социальные разногласия между офицерами и солдатами, углубила пропасть между ними и приближала революцию. Из среды народа вышли Бунчук, Гаранжа, Лагутин и другие. Они вели усиленную агитацию среди солдат, раскрывали им глаза на происходящие события, разъясняя грабительские цели войны, призывая выступить против самого правительства. Гаранжа уничижает самые высокие для Григория Мелехова авторитеты: «Царь-пьянюга, панским грошам от войны прибавка, а нам на шею... удавка. Чуешь? Ось! Хвабрикант горилку пье, — солдат вошку бье, тяжело обоим... Хвабрикант с барышом, а рабочий нагишом... Черная глухота у народа». Весть о свержения самодержавия на хуторе Татарском встретили со «сдержанной тревогой и выжиданием». Купец Мохов говорит: «Голову сними — небось, ноги без нее жить не будут». Он стремится воздействовать на наиболее уязвимые чувства казаков: «Сравняют вас с мужиками, лишат вас привилегий. Тяжелые наступают времена».



Устав от войны, казаки мечтают о ее окончании. Сколько их уже погибло — не одна вдова-казачка отголосила по мертвому. Хозяйства на хуторе Татарском приходили в упадок: «Те дворы, где не осталось казаков, щерились раскрытыми сараями, обветшалыми базами, постепенное разрушение оставляло на них неприглядные следы. Христонина жена хозяйствовала с девятилетним сынишкой; Аникушкина баба совсем не хозяйствовала...» Но надеждам казаков на скорое окончание войны не суждено было сбыться. Скоро они поняли, что Временное правительство защищает далеко не их интересы. Казаки отказывались ехать в Петроград «для подавления начинающих беспорядков». Набирают силу идеи большевиков, и против этой силы не выстоят посланники корниловцев, которые хотят удержать казаков, уходящих из-под повиновения. Да и сам Корнилов чувствует обреченность своего стремления к власти. В вещем сне он видит себя идущим по козьей тропе, а камень и коричневый щебень сыплются из- под ног. Вызывает неподдельный интерес у казаков образ Ленина. О нем складываются легенды. Они считают Ленина своим, казаком, а когда Бунчук поясняет им: «Ленин русский», казак Чикамасов горячо говорит: «Нет, браток. Ты, видать, плохо об этом знаешь... Знаешь, каких он кровей? Наших. Сам он из донских казаков... И личность у него подходящая — как у низовских казаков: скулья здоровые и опять же глаза». Казаки очень тяжело воспринимают все социальные перемены. Установление Советской власти во всех станицах и хуторах вызвало противоречивое отношение к ней разных слоев казачества. Коршунов и все имеющие крепкое хозяйство призывали казаков к восстанию, опираясь на темные, отсталые взгляды: «Миром-собором навалиться — на куски порвем! Наши в трату не дадут — соединимся». Самоуверенность Мирона Коршунова сочетается с презрением к людям: «Люди, что овцы, — куда баран, туда и весь табун. Вот и надо показать им пути. Глаза на эту власть открыть надо». Внешне повстанцы сохранили прежнюю структуру власти: избрали новый окружной исполком, в станицах и хуторах были организованы Советы, осталось в обиходе у казаков ругательное слово «товарищ». Был кинут лозунг: «За Советскую власть, но против коммуны, расстрелов и грабежей». На папахах повстанцев появились две нашивки: белая накрест с красной. Но тем не менее восстание несет раздор и страдание. Люди устали воевать. Старуха, у которой воевали на войне три сына и муж, говорит с упреком Григорию Мелехову: «Ты хучь старшой и командир над казаками- дураками, а надо мной, старухой, не властен, и в сыны мне не годишься... и ты носом не крути, не задавайся, а гутарь со мной толком: скоро замирение выйдет?.. Чисто побесились люди.. Вам, окаянным, сладость из ружьев палить да на кониках красоваться, а матерям-то как?» Чувствует обреченность и Григорий Мелехов. В лагере увеличивается количество дезертиров. Казаки разбредаются по своим хуторам и станицам, чтобы обработать землю, провести посев: они соскучились по земле, работе, семьям, женам. В романе «Тихий Дон» Шолохов, глубоко обобщив исторические действия, показал жизнь в развитии, показал процесс ломки старых устоев и формирования нового общества. Сам писатель так определил свою задачу в романе: он хотел всем, что написал и напишет, «отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, на- роду-герою».






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Тихий Дон > ВЕЛИЧАЙШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СДВИГ В СУДЬБЕ НАРОДА (по роману М А Шолохова «Тихий Дон»)