Возвращение Григория Мелехова на хутор (анализ финала романа М А Шолохова «Тихий Дон»; том 4 часть 8 глава 18) - сочинение

Шолохов — один из величайших писателей XX века. Создатель великого романа-эпопеи, переведенного практически на все языки мира, лауреат Нобелевской премии, он воссоздал в литературе мир казачества, многогранные и яркие образы людей, рожденных донской землей.
В романе-эпопее «Тихий Дон» впервые в русской литературе главными героями повествования становятся донские казаки, в судьбах которых нашли отражение судьбы всего российского народа, пережившего две революции, первую мировую и гражданскую войны. В шатаниях казачества между приятием и неприятием большевистской революции и советской власти проявилась действенная природа психологии собственника, сопротивлявшегося всеобщей уравниловке, а также чувство самосохранения казачества как социального слоя. Естественно, что писатель не все исторические факты мог воссоздать в своем романе, которые прояснили бы истинные причины вооруженного сопротивления казаков представителям новой власти. Однако и без освещения этих фактов можно сказать, что казачество в большей степени несправедливо испытало на себе весь ужас большевистского режима.
Именно поэтому Шолохов изображает казаков как истинный писатель-гуманист, скорбя и сожалея о трагических последствиях революции 1917 года, приведшей к расколу народа на две враждующие силы. Надо отметить, что в романе очень мало сцен ликования «угнетенных» по поводу торжества революции, в каждом моменте ощущается драматизм происходящего. И в этом нет ничего удивительного: в России нет ни одной семьи, члены которой не пострадали бы от «преобразований» и кровавых событий тех лет.
Губительной стала революция и для главного героя романа — Григория Мелехова. «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория».
В эпизоде возвращения героя домой особенно ярко отразилась драматическая судьба человека времен гражданской войны, лишившегося семьи, дома, метавшегося из стана в стан, судорожно пытавшегося понять смысл братоубийственной бойни (том 4, часть 8, глава 18).
Противоречива и запутана судьба Григория. Понятная, налаженная жизнь честного, трудолюбивого казака нарушена. Сражаясь то на стороне красных, то белых, Мелехов, как многие другие сомневающиеся казаки, пытается найти свое место в круговерти революций и войн, попадая в водоворот ненависти и бессмысленных, по мнению героя, убийств и смертей. Он лишился всего, что было дорого его сердцу: родителей, жены, возлюбленной, остались живы только дети. Ожесточаясь, впадая в отчаяние, Мелехов с отвращением осознает, что все его силы идут в оттачивание навыков убивать, а он стремится к земле, к дому, к детям. Вернувшись опустошенным в родной хутор, «он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других...». Одна надежда у него осталась — дети, однако, Григорий еще не знает, что его ждет очередная потеря — осенью умрет Полюшка.



Не сразу принял решение Григорий вернуться домой. Смерть Аксиньи окончательно лишила его способности адекватно воспринимать реальность. «Он утратил со смертью Аксиньи и разум, и былую смелость». Схоронив любимую женщину, он несколько дней кружил вокруг своего хутора, питался лесными ягодами, пока его не приютили казаки-дезертиры, прятавшиеся на болотах. Потеряв счет тянувшимся дням, Мелехов «до октября ... кое-как прожил в лесу, но когда начались осенние дожди, а затем холода — с новой и неожиданной силой проснулась в нем тоска по детям, по родному хутору...». Сломленным, отчаянным, разочаровавшимся возвращается Григорий на хутор. Наступает развязка не только главы, но и всего романа. Ему было уже безразлично, что с ним будет дальше, наверное, и не надеялся, что советская власть простит ему службу в белогвардейских частях. Важно было другое: почувствовать себя вновь человеком, а не загнанным зверем. Подойдя к дому, он бросил в воду наган, винтовку и патроны. Отвоевался казак! Еще издали он приметил сына Мишатку. Наконец, сбылось то немногое, о чем мечтал Григорий бессонными ночами: «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына...» В «Тихом Доне» гражданская война изображена с эпическим размахом, как великая всенародная трагедия. Шолохову удалось, рисуя конкретные человеческие судьбы, глубоко раскрыть исторические процессы, а события гражданской войны связать с личными драмами героев. Григорий Мелехов своей трагической судьбой соединяет два плана эпопеи — семейно-бытовой и социально-политический. Воспитанный в трудовой крестьянской среде, он жаждет справедливости, мира, добра и за них воюет и с белыми, и с красными. Среди враждующих лагерей, среди мира, разделенного на белых и красных, лишь один Григорий Мелехов отчетливо видит трагедию и жалеет людей, инстинктивно различает добро и зло. Отсюда его метания, нежелание служить злу, как только оно открывается ему. Таким образом, эпизод возвращения Григория Мелехова занимает важное место в идейно-художественном содержании романа, так как особенно ярко выражает основную идею повествования — утверждение значимости судьбы отдельного человека в судьбах всей страны и народа, значимости мира и душевного покоя, семьи и детей. Вся жизнь главного героя стала «хождением по мукам» страдающей души вдали от родного дома. Вслед за классиками русской литературы автор утверждает, что ради детей человек обязан созидать, а не убивать себе подобных, что нет таких идей и целей, которые стоили бы «слезы ребенка». Не даром и эпизод, и роман заканчиваются словами о значении для Григория оставшегося в живых сына Мишатки. «Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром». Только ребенок мог еще отогреть охладевшее сердце Мелехова. Роман «Тихий Дон» поднял мастерство Михаила Шолохова на один уровень не только с великими классиками русской, но и мировой литературы. После Льва Толстого это был первый роман, написанный в жанре эпопеи, отразивший значимые национально-исторические события XX века в России. В эпопее Шолохова социальные, исторические процессы, мир человеческой души изображены в борьбе противоположных начал, в сложном переплетении причинно-следственных связей, мотивов и устремлений.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Тихий Дон > Возвращение Григория Мелехова на хутор (анализ финала романа М А Шолохова «Тихий Дон»; том 4 часть 8 глава 18)