Глубокое постижение автором исторических процессов правдивое изображение гражданской войны в романе «Тихий Дон» - сочинение

Цель: показать развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и значение «тихого Дона» как романа, передавшего правду о Гражданской войне, о трагедии народа; выявить позицию м. а. Шолохова, сопоставить позицию писателя и отношение других авторов к проблеме войны; развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений; воспитывать у учащихся чувство сострадания, милосердия, неприятия насилия; формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувство патриотизма. оборудование: портрет м. а.

Шолохова, текст романа «тихий Дон», иллюстрации к роману. Прогнозируемые Результаты: учащиеся знают содержание романа; комментируют текст, изображающий особенности жизненного уклада донского казачества, картины войны; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием. тип урока: комбинированный (урок-диалог).

ХОД УРОКА I.

Организационный этап II.



Актуализация опорных знаний 1. «Пресс» ♦ Докажите, что творчество м. а.

Шолохова представляет собой развитие традиций русского реализма. Кто из русских писателей оказал, на ваш взгляд, наибольшее влияние на Шолохова-художника? ♦ Как в произведениях м.

а. Шолохова соотносятся судьба народа и судьба человека? 2. Слушание нескольких сообщений «Уклад казачьей жизни И сословные традиции, отражённые в первой книге романа “тихий Дон”» (см.



Домашнее задание предыдущего урока) III.

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности Учитель. «тихий Дон» — удивительное название. Выставляя в заголовок романа старинное имя казачьей реки, м. а. Шолохов подчёркивает связь между эпохами, а также указывает на трагические противоречия революционного времени: Дон хочется назвать «кровавым», «мятежным», но никак не «тихим».

Донским водам не смыть всей крови, пролитой на его берегах, не высушить слёз жён и матерей, не вернуть погибших казаков. Финал романа-эпопеи высок и величествен: Григорий мелехов возвращается к земле, сыну, покою. Но для него трагические события ещё не закончились: трагизм его положения в том, что «красные» не забудут мелехову его подвигов. Григория ждёт расстрел без суда и следствия или мучительная смерть в ежовских застенках. И судьба мелехова типична. Пройдёт всего несколько лет, и народ в полной мере почувствует, что такое на самом деле «революционные преобразования в отдельно взятой стране». Народ-страдалец, народ-жертва стал материалом для исторического эксперимента, который продолжался более семидесяти лет.

IV. Работа над темой урока 1. вступительное слово учителя — Экспозиция «тихого Дона» захватывает читателя. м. а. Шолохов вводит нас в мир российского пограничья, казачества.

Быт этих воинов-поселенцев, сложившийся столетия тому назад, ярок и самобытен. Описание предков мелехова напоминает старинный сказ — неторопливый, полный любопытных подробностей.

Спокойствие и довольство разрушает Первая мировая война. мобилизация для донского казака — вовсе не то же самое, что, скажем, для рязанского мужика. тяжело расставаться с домом и родными, но казак всегда помнит о своём великом предназначении — защите России. Настаёт время показать свою боевую выучку, послужить Богу, родине и царю-батюшке. Но миновали времена «благородных» войн: тяжёлая артиллерия, танки, газы, пулемётный огонь — всё это направлено против вооружённых всадников, донцов-молодцов. Главный герой «тихого Дона» Григорий мелехов и его товарищи испытывают на себе убийственную мощь индустриальной войны, не только губящей тело, но и разлагающей дух. Из империалистической войны выросла война гражданская.

И теперь брат шёл на брата, отец сражался с сыном. Идеи революции донское казачество восприняло негативно: среди казаков были слишком сильны традиции, а их благосостояние было гораздо выше, чем в среднем по России. Однако казаки не стояли в стороне от драматических событий тех лет. Как свидетельствуют исторические источники, большин ство поддержало «белых», меньшинство пошло за «красными».

На примере Григория мелехова писатель показал душевные метания человека, сомневающегося в правильности своего выбора. За кем идти? Против кого сражаться? Подобные вопросы мучат главного героя. мелехову пришлось побывать в роли «белого», «красного» и даже «зелёного». И везде Григорий становился свидетелем человеческой трагедии. Война железным катком проходила по телам и душам земляков.

В «военных» главах романа есть и батальные сцены, но сами по себе они не интересны автору. м. Шолохов по-своему решает коллизию «человек на войне». В «тихом Доне» мы не найдём описания подвигов, любования геройством, воинской отвагой, упоения боем, что было бы естественно в рассказе о казаках.

автора интересует другое — что делает с человеком война. Вычленение именно этого аспекта темы позволит почувствовать особенности шолоховского психологизма. 2. аналитическая работа с текстом романа (с чтением и пересказом отдельных эпизодов) 1) Выразительное чтение сцены «Григорий убивает Австрийца» (ч.

3, гл. 5) Š Какие психологические оттенки можно выделить в описании Внешности австрийца? Š Как м. Шолохов передаёт состояние Григория? Š В каких словах выражена авторская оценка происходящего?

Š что открывает эта сцена в герое романа? Вывод. В романе сильно выражен нравственный протест против бессмысленности войны, её бесчеловечности. рисуя эпизоды боевого крещения казаков, м. Шолохов раскрывает душевное состояние человека, пролившего чужую кровь.

В цепи подобных эпизодов сцена «Григорий убивает австрийца», вызвавшая у героя сильное потрясение выделяется своей психологической выразительностью. 2) Пересказ ч. 3, гл. 9 Вывод. Война в изображении Шолохова начисто лишена налёта романтики, героического ореола. люди не совершали подвига. Эту стычку обезумевших от страха людей назвали подвигом. 3) Пересказ эпизода из ч. 3, гл. 20. Вывод. Война в романе представлена в крови, страданиях. Приведите примеры страданий героев романа на войне. Как война повлияла на Григория мелехова? М. Шолохов изображает Григория мелехова мужественным воином, вполне заслуженно получившим высокую награду — Георгиевский крест. 4) Чтение монолога Гаранжи из ч. 3, гл. 29 Вывод. Война сталкивает Григория с разными людьми, общение с которыми заставляет его задуматься и о войне, и о том мире, в котором он живёт. Судьба сводит его с Гаранжой, который и перевернул жизнь Григория. Š что можно сказать о Гаранже? Š Почему запали в душу Григория наставления Гаранжи? 5) Чтение эпизода из ч. 5, гл. 10 Вывод. Война принесла полное разочарование, хотелось вернуться к мирной жизни. Именно на эту благодатную почву и упали семена «большевистской правды», обещание мира. Здесь начинаются попытки Григория разобраться в сложном устройстве жизни. Здесь начинается его трагический путь к исти не, к народной правде. мучительные вопросы задаёт Григорию Октябрьская революция, расколовшая весь мир, и казаков в частности, на своих и чужих. Шолохов снова ставит своего героя перед выбором, и снова разные люди внушают ему разную правду. Š Как влияет на Григория общение с Извариным и Подтёлко-вым? 6) Выразительное чтение фрагмента из ч. 5, гл. 30 Вывод. Неоправданная бесчеловечность оттолкнула мелехова от большевиков, так как она противоречила его представлениям о совести и чести. Григорию мелехову много раз приходилось наблюдать жестокость и «белых» и «красных», поэтому лозунги классовой ненависти стали казаться ему бесплодными: «Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью враждебного и непонятного мира. тянуло к большевикам — шёл, других вёл за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем». Котлярову, увлечённо доказывающему, что новая власть дала бедным казакам права, равенство, Григорий возражает: «Казакам эта власть, окромя разору, ничего не даёт! ». Григорий, спустя некоторое время, начинает службу в белоказачьих частях. Š Как Григорий воспринимает казнь? 7) Чтение и анализ последнего эпизода второй книги «… а спустя немного тут же возле часовни, под кочкой, под мохнатым покровом старюки-полыни, положила самка стрепета девять дымчато-синих краплёных яиц и села на них, грея их теплом своего тела, защищая глянцево оперённым крылом…» Š Финал второй книги романа имеет символический смысл. Как Вы думаете, какой? 3. Сопоставительная работа (в парах) Š Каково соотношение «войны» и «мира» в романе м. а. Шолохова? Сопоставьте композицию «тихого Дона» с композицией романа л. Н. толстого «Война и мир». В чём м. а. Шолохов следует за а. Н. толстым? что необычного в художественной структуре романа «тихий Дон»? V.

Рефлексия.

Подведение итогов урока 1. Беседа ♦ Какова роль первой книги в романе «тихий Дон»? Почему м. а.

Шолохов так подробно описывает жизнь казаков до войны? ♦ Как изображается в романе война? С какой целью м. а. Шолохов описывает события военного времени с натуралистическими подробностями? ♦ Какие эпизоды романа поражают особой жестокостью описаний? ♦ меняется ли характер описаний военных событий в третьей и четвёртой книгах романа, когда писатель обращается к изображению «горших бед и тягот, чем те, которые приходилось переносить на пережитой войне»?







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Тихий Дон > Глубокое постижение автором исторических процессов правдивое изображение гражданской войны в романе «Тихий Дон»