Женские образы в романе М Шолохова «Тихий Дон» (Первый вариант) - сочинение

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица — подобия жалких лачуг...

Н. Заболоцкий

Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон» рассказывает нам о сложном, переломном времени в истории России, когда рушился многовековой уклад жизни, жизнь человека обесценивалась. Война и революция по-своему отрази­лись на судьбах всех героев романа, но особая тяжесть этого времени легла на плечи женщин.

С большой любовью и теплотой нарисован в романе образ матери — Ильиничны. Возвышенная нравственная красота и мудрость чувствуются и в ее словах, и в поступ­ках. Заботливые и нежные руки Ильиничны никогда не устают, все умеют. Эта сильная и решительная пожилая женщина умеет беззаветно любить и мужественно преодо­левает испытания, выпавшие на ее долю. Она готова жер­твовать собой, лишь бы облегчить жизнь детям и домо­чадцам, оградить их от неприятностей и необдуманных поступков. Так, убедившись в том, что ее дочь Дуняша любит Михаила Кошевого, убившего ее старшего сына Пет­ра, Ильинична сумела побороть неприязнь и принять еще недавно бывшего ей ненавистным чужака. Чтущая тради­ции и глубоко привязанная к корням донского казаче­ства, Ильинична обладает способностью трезво мыслить и критически оценивать происходящее. Образ этой мудрой и заботливой женщины выступает в романе символом мате­ринства.



Во многом похожа на Ильиничну Наталья. Она вер­ная жена и очень заботливая мать, работящая, терпеливая, отзывчивая, доброжелательная, умеющая прощать. Безза­ветно любя мужа, Наталья понимает, что его сердце привя­зано к другой женщине, но она молча страдает, не жалуясь никому. Самоотверженно несет она свой крест, дожидаясь возвращения непутевого мужа. Наталья — натура пря­мая, она не умеет ни обманывать, ни лицемерить. В отчая­нии она пыталась покончить жизнь самоубийством, но, ос­тавшись после этого калекой, не сломалась, не сдалась, су­мела вернуть самообладание и решительность. Трагично заканчивается жизнь Натальи, которая, не выдержав мета­ний мужа, решается уйти от него и избавиться от его ре­бенка. Сделав неудачный аборт, она погибает от потери крови в расцвете лет, но и умирая, ни на кого не держит зла, прощает Григорию и его измены, и упреки. Поражает своей внешней и внутренней красотой и Ак­синья. У нее «точеная шея», «пушистые завитки волос», «зовущие губы». Это натура страстная, пылкая. Любовь к Григорию озарила ее безрадостную жизнь. Зная, что и Гри­горий ее любит, Аксинья готова нарушить все правила, установленные жизнью, ее не пугает ни общественное мне­ние, ни побои нелюбимого, пьющего и гулящего мужа. Не­зависимая и свободолюбивая, Аксинья всюду готова следо­вать за Мелеховым, не раздумывая, разделить с ним и ра­дости, и печали. Ни позор, ни осуждение не останавлива­ют ее. Любовь стала для этой женщины путеводной звез­дой, способной провести через боль, страдания и трудности жизненного пути. Все, что касается Григория, дорого ей, и поэтому она после смерти Натальи оказывается рядом с ее детьми, заменяет им мать. Совсем другой предстает перед нами жена Петра Ме­лехова Дарья. Эту вызывающе красивую, стройную жен­щину на хуторе вполне оправданно считали гулякой. Веселая и жизнелюбивая, Дарья любила нравиться муж­чинам, в работе же была ленива, предпочитая ей застолья, посиделки. Дарью, конечно, нельзя назвать черствой и бездушной, но в те моменты, когда натура ее раскрыва­ется в полной мере, понимаешь, что в Дарьином сердце нет места ни жалости, ни состраданию. Лишь перед смертью Дарья осознала, что шла по неверному пути: «Жизню прожила и была вроде слепой, а жизнь... гос­поди, красота-то какая!» Строптивой и гордой казачкой выросла и самая млад­шая из Мелеховых — Дуняша. Ей тоже приходится пере­жить душевную драму. Она любит Михаила Кошевого, ко­торый, став большевиком, безжалостно убил сдавшегося в плен красным Петра Мелехова — брата Дуняши. Но, не­смотря на угрозы со стороны своей семьи, девушка остает­ся верной чувству и выходит замуж за Кошевого. Внимательно наблюдая за женскими судьбами в рома­не, понимаешь, что нет здесь ни одной абсолютно счастли­вой — суровое время отразилось на жизни женщин болью, страданиями, лишениями. И все же образы казачек зара­жают нас своим оптимизмом, жизнелюбием, терпением и великой способностью мужественного преодоления труд­ностей.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Тихий Дон > Женские образы в романе М Шолохова «Тихий Дон» (Первый вариант)