Вопросы и ответы к роману А К Толстого «Князь Серебряный» - сочинение


    Какую роль в развитии сюжета играет Елена Дмитриевна Морозова? Какие обряды, обычаи, при­меты быта связаны с изображением этой героини?

    В романе «Князь Серебряный» несколь­ко героев и лишь одна героиня. Елена Дмитриевна, несомненно, близка лермон­товской Алене Дмитриевне, жене купца Калашникова. Работая над романом, А. К. Толстой был под сильным влияни­ем «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Ка­лашникова». Создание облика русской красавицы той поры, с одной стороны, ос­новано на традициях далекой эпохи, с другой — опирается на нормы поведения и общения с окружающими молодой жен­щины, по убеждениям самого автора. Ге­роиня не смеет играть сколько-нибудь за­метную роль в отношениях своих близ­ких, стремясь полностью раствориться в их решениях, судьбах, поступках. Суще­ство подчиненное, почти порабощенное, она ухитряется сохранить свое достоинст­во, стремясь если не помочь близким, то хотя бы не навредить им. Преданность, покорность в исполнении своих неизмен­ных обязанностей, умение видеть и при­нимать сложившуюся ситуацию такой, какова она есть, — вот достоинства геро­ини — жены, друга, помощницы.
    Видите ли в романе лишь одну сюжетную линию, связанную с любовью князя Серебряного и Елены Дмитриевны, или есть и другая, показы­вающая отношения царя и независимого князя?

    В центре сюжета романа, который по­вествует о судьбе князя Серебряного, на­ходятся события, которые происходили в России, начиная с 1565 года. Узловые моменты жизни князя тесно переплета­ются с важными для страны свершени­ями.
    Почему народ в романе представлен глав­ным образом «станичниками» — беглым и разбой­никами?

    Сюжет исторического произведения с романтическими героями развертывается на фоне не менее романтическом. Лихая вольница «станичников»-разбойников с их анархией и разнузданными повадками была прекрасным фоном для трагическо­го сюжета.
    Как автор использует устное народное твор­чество и как, по вашему мнению, к нему отно­сится?

    Автор очень охотно обращается к са­мым различным жанрам устного народно­го творчества. В романе мы находим и сказки, и предания, и исторические пес­ни, и россыпь произведений малых жан­ров фольклора. Обилие пословиц и пого­ворок в речи повествователя — яркая чер­та романа. Так автор демонстрирует свою позицию по отношению к языку художе­ственной прозы, свои эстетические и фи­лософские взгляды.

    Автор использует произведения фольк­лора и в композиции романа, включая их в самые ответственные главы и давая да­же комментарии к ним, чтобы более точно и с учетом народного мнения описать конкретное событие. Так, сюжет о попытке царевича свергнуть отца и ответной ре­акции Грозного, А. К. Толстой берет из народной песни и снабжает своими ком­ментариями, хотя в истории такой эпизод не зафиксирован.
    Оцените мастерство создания интерьера в романе. Приведите примеры наиболее заинтере­совавших вас описаний.

    В произведениях А. К. Толстого всегда очень ярок и убедителен слой бытового материала, который доносит до нас атмо­сферу эпохи. Он описывает и боярские, и царские палаты, и мельницу. Всегда эти описания не только точны, но и с боль­шим интересом и уважением, даже лю­бовью воспроизводят важнейшие мелочи и самих предметов и их использования. Как пример можно привести описание пи­ра в главе 8. И расположение столов, и то, как сидят за ними гости, и порядок уго­щения, и весь праздничный ритуал опи­саны подробно, неторопливо, добротно. У читателя создается иллюзия чуть ли не участия в этом многочасовом сидении за пиршественным столом.
    Какие приемы выражения своей позиции использует автор? Найдите примеры.

    Автор не скрывает, а напрямую откры­вает читателю свои позиции. Они особен­но отчетливы тогда, когда он сопровож­дает своими комментариями народные песни.

    Автор не раз обращается к своим чита­телям. Делает он это и в своеобразном эпилоге романа. Напомним его:

    «Прошло более трех веков после опи­санных дел и мало осталось на Руси воспо­минаний того времени…

    Да поможет Бог и нам изгладить из сер­дец наших последние следы того страшно­го времени… Ничто на свете не пропадает, и каждое дело, и каждое слово, и каждая мысль вырастает как древо: и многое и доброе и злое, что как загадочное явление существует поныне в русской жизни, таит свои корни в глубоких и темных недрах минувшего». Напомним — это последние строки романа.
    Пейзажи в романе эмоционально ярки. Чем это определяется? Как это связано с их ролью в повествовании?

    В романе не очень много пейзажей, и все они эмоционально связаны с события­ми жизни героев, помогают их восприя­тию. Такая связь очевидна. Стоит за­метить и умение создавать беглые зари­совки, которые подготавливают чтение конкретных сцен. Возьмем в качестве примера начало главы 3 «Колдовство»: «Месяц взошел на небо, звезды ярко горели. Полуразвалившаяся мельница и шу­мящее колесо были озарены серебряным блеском. Вдруг раздался конский то­пот…»

    Чуть дальше: «Все было тихо. Только колесо, освещенное месяцем, продолжало шуметь и вертеться. Где-то в дальнем бо­лоте кричал дергач. Сова завывала порой в глубине леса…»

    Стоит отметить и специальные «истори­ческие» пейзажи — виды Москвы, монас­тырей, храмов. Вот начало главы 4: «Если бы читатель мог перенестись лет за триста назад и посмотреть с высокой колокольни на тогдашнюю Москву…»
    Просмотрите свой словарик пословиц и поговорок, который вы составляли, читая роман Толстого. Попробуйте разбить его на разделы по темам.

    Пословицы и поговорки, которые насы­щают страницы романа, используются в соответствии с содержанием глав и каса­ются самых различных тем. Они встреча­ются как в речи автора, так и в речи его героев.

    Глава 1: «По сытому брюху хоть обу­хом бей!»; «Кречет соколам не помеха»; «В праздник пей, да не допивай; пой, да не оглядывайся!»; «Не было б вам на том свету ни дна ни покрышки!».

    Глава 2: «Береженого коня и зверь не вредит»; «Затвердила сорока Якова»; «С одного поля ягода»; «Бери, что Бог по­слал».

    Сразу видно, что темы у них разные и подсказаны они конкретными обстоятель­ствами. Чаще всего они подчеркивают неизбежность следования сложившимся обстоятельствам. Если выписывание по­словиц и поговорок велось при самостоя­тельном чтении и охватило все главы, то можно разобрать их по темам, но это бу­дет самостоятельной творческой работой. Проще предложить выборку по главам с последующими комментариями.
    Если бы вас спросили, можно ли назвать этот роман сентиментальной историей несчастной любви, как бы вы ответили?

    Роман «Князь Серебряный», если оце­нивать только его сюжет, является рома­ном о несчастной любви двух благородных сердец. Но такой ответ не дает полной и тем более исчерпывающей характеристи­ки романа. Для автора он, прежде всего, роман исторический. И хотя мы отчетли­во видим все недостатки изображения да­лекого прошлого, все же он более истори­ческий роман, чем сентиментальное произведение о несчастной любви.
    Охарактеризуйте художественные средст­ва, которые использует автор на страницах рома­на. Дайте примеры наиболее типичных, по вашему мнению.

    Словесная ткань исторического романа А. К. Толстого отражает иное время и да­же иную стихию мировосприятия. Отда­ленность событий не раз подчеркивается автором различного рода суждениями, ко­торые вплетены в ткань романа. Художе­ственные приемы, особенно те, которые вошли в нашу речь из фольклора, активно насыщают и речь автора, и речь героев. Это эпитеты (в том числе и постоянные), метафоры, сравнения и гиперболы. Жи­вая связь с языком фольклора — одна из характернейших черт авторского стиля.

    Большую роль играют попутные автор­ские комментарии. Перечитаем: «День был светлый, солнечный, один из тех дней, когда вся природа дышит чем-то праздничным, цветы кажутся ярче, небо голубее, вдали прозрачными струями зыблется воздух, и человеку делается так лег­ко, как будто душа его сама перешла в природу, и трепещет на каждом листе, и качается на каждой былинке» (глава 1).



Автор нередко прибегает к стилевым приемам, свойственным древней русской литературе. Об этом говорит уже первая фраза романа: «Лета от сотворения мира семь тысяч семьдесят третьего, или, по нынешнему счислению, 1565 года, в жар­кий летний день, 23 июня, молодой бо­ярин князь Никита Романович Серебря­ный подъехал к…». С какими знакомыми вам художественны­ми произведениями вы могли бы сравнить этот роман? Исторический ромам «Князь Серебря­ный» можно сравнить с романом «Айвен­го» В. Скотта, повестью «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. В этих произведе­ниях история осмысляется более мас­штабно, а герои и конкретные события точнее рисуют эпоху, за изображение кото­рой взялся художник. И все же А. К. Толс­той достоин того, чтобы мы с уважением отметили его беллетристическое произве­дение о трагичном времени правления Ивана Грозного. Попробуйте сравнить поэму М. Ю. Лер­монтова «Песня про… купца Калашникова» и ро­ман А. К. Толстого. Работая над строками своего историче­ского романа, А. К. Толстой был увлечен поэмой Лермонтова, ее сюжетом, героя­ми. Он отчетливо представлял себе, на­сколько сложна задача изображения геро­ини той эпохи, его Елена Дмитриевна от­ражает достоинства Алены Дмитриевны из поэмы Лермонтова. Подготовьте отзыв на роман, продумав его название: «Оценка «Князя Серебряного» А. К. Толстого как исторического романа», «Иван Грозный и его окружение на страницах романа», «Автор и его оценка эпохи Грозного на страницах романа» и т. д. Можно не писать отзыв, а создать только его примерный план. Вот один из вариан­тов. История трагической любви на страницах исторического романа «Князь Серебряный» Введение. Эпоха и быт. Роль «Домо­строя» в XVI веке на Руси. Князь Никита Романович Серебря­ный и Елена Дмитриевна: 1) встреча и обеты юных влюбленных; 2) пять лет разлуки; 3) неожиданная встреча князя и бояры­ни Морозовой; 4) бесчестные замыслы князя Вязем­ского; 5) похищение Елены; 6) поиски; 7) гибель боярина Морозова; 8) последняя встреча монахини и кня­зя. 9) Заключение. Неизбежность траги­ческого финала (благородство души дик­тует логику поступков). План другого отзыва можно построить по этому же образцу. Какие произведения фольклора используют­ся в романе «Князь Серебряный»? В романе очень много обращений к фольклору. Это относится и к постоянно привлекаемым пословицам и поговор­кам, и к объемным произведениям. Это не только песни, но и сказки, предания. И каждое из них играет активную роль в развитии сюжета. Сказку рассказывает даже сам царь Иван Грозный, и эта сказ­ка — почти приказ, направляющий князя Вяземского на преступление. Как объяснить особую роль песен на страни­цах романа? Для А. К. Толстого песня — народное свидетельство исторических событий. От­сюда не только включение песен в текст романа, но и обстоятельные авторские комментарии к текстам этих песен. Чем вызван «спор» автора с песней о спасе­нии царевича? Своеобразный «спор» автора с песней о спасении царевича вызван отчасти тем, что такого эпизода исторические источни­ки не знают и А. К. Толстой был вправе судить так, как ему казалось верным: ре­шение могла подсказывать ему собствен­ная фантазия. Это было тем более важно для автора, что помогало предложить соб­ственное толкование характеров участни­ков этого события. Докажите богатство и целесообразность ис­пользования пословиц и поговорок в романе. Во всех главах романа очень много по­словиц и поговорок. Их целесообразность использования может быть подтверждена в каждом отдельном случае. Участники событий постоянно обращаются к ним, их включение в живую речь происходит так естественно и непринужденно, что с тру­дом «вырываешь» эти чудесные миниатю­ры из контекста романа.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Толстой А К > Вопросы и ответы к роману А К Толстого «Князь Серебряный»