Сочинения > Толстой Л > «Простота есть необходимое условие прекрасного» (Л Н Толстой)
«Простота есть необходимое условие прекрасного» (Л Н Толстой) - сочинение


Неизысканность и простота музы Некрасова
«Сколько прекрасного встретишь в человеке...»
Идеал русской женщины (Сочинение-размышление об идеале прекрасного)



Изречение Толстого звучит почти как теорема. Требует ли она доказательств? Пожалуй, да. Думаю, что лучшими доказательствами служат многочисленные произведения русских писателей. И из них же мы можем сделать вывод, что простота хоть и является «необходимым», но отнюдь не «достаточным» «условием прекрасного». Всегда стоит помнить, что «иная простота хуже воровства».
И все же попробуем разобраться по порядку. Что думают русские писатели по этому вопросу? Однако для начала следует определиться с тем, что есть «прекрасно». Как понимать это слово?
И тут мне в первую очередь вспоминается Блок. Одно время его занимали размышления о том, что есть красиво, а что прекрасно. «Смертельно скучно не прекрасное, а только красивое» — говорит Блок. Красота — это лишь форма, яркая обертка, часто скрывающая пустоту содержания. Истинно прекрасным может быть содержание. Содержание художественного произведения, души человека, поступков... Неважно. Главное — не обманываться внешней «красивостью» и всегда угадывать за формой то, что она прикрывает.
Чем меньше в чем-либо внешней «красивости», то есть чем проще форма, тем яснее всегда видна основная идея (если речь идет о художественном произведении) или богатство духовного мира (если речь о человеке). В памяти всплывает еще одна цитата: «Все гениальное просто». С этой аксиомой не поспоришь, настолько она очевидна. Сама жизнь постоянно представляет нам доказательства.
Если же обратиться к литературе, то мне, например, хочется привести в пример рассказы. Это один из немногих авторов, который никогда, ни на одном этапе своего творчества, не впадал в запутанные философские рассуждения и не пытался усложнить то, что достаточно просто и очевидно. Ведь вся жизнь, по сути, проста. И сколько бы мы ни рассуждали, пытаясь запутать сами себя, на самом деле все законы бытия достаточно примитивны в хорошем смысле слова. Все остальное — человеческие выдумки.
Помню, как в рассказе Чехова «Скучная история» герой рассуждает о том, почему все артисты монолог Гамлета «Быть иль не быть» читают «непременно с шипением и с судорогами во всем теле». Возможно, этот самый герой и не является заядлым театралом. Возможно, он не способен глубоко анализировать искусство. Но эта оценка кажется мне верной. Часто и в жизни «шипение й судороги» заслоняют от нас то, что мы должны увидеть.
У многих русских писателей мы найдем героев, на первый взгляд, простых, если не сказать «простоватых», но на самом деле прекрасных именно в этой своей простоте, столь ценимой Толстым.
У Лермонтова таким героем является, несомненно, Максим Максимыч из «Героя нашего времени». Человек наивный и во многих вопросах недалекий, он вызывает искреннюю симпатию читателя. Его неосознанное уважение к людям, его умение любить, его преклонение перед Печориным (а этого героя действительно есть за что уважать) располагают к нему. Он честно уступал первенство во всем Печорину, не чувствуя ни зависти, ни обиды. Максим Макси- мыч, ясная душа, прекрасно осознавал, насколько Печорин выше его. Правда, сам он был и благороднее, и великодушнее, и чище, но никогда не задумывался над этим. Обидеть Максима Максимыча можно было лишь невниманием и холодностью, что и сделал Печорин. Так Максим Максимыч был наказан за излишнюю доверчивость, восторженность и веру в людей.
У Куприна тоже встретим подобных героев. Первым из них является, безусловно, Желтков из рассказа «Гранатовый браслет». Это человек, умеющий любить преданно и беззаветно, не требуя взамен ничего. В своем самопожертвовании этот «маленький человек» прекрасен. В своей любви — велик.
Не забудем и Макара Девушкина из романа «Бедные люди» Достоевского. Макар — человек, забытый судьбой, заброшенный «ребенок» в огромном враждебном мире. Остается удивляться, откуда в нем такая гордость, заставляющая скрывать свою бедность и помогать людям, более обездоленным, чем он. Откуда в нем, человеке малообразованном, такое владение пером, когда он обращается к любимой? Откуда, наконец, такая глубина и сила любви к Вариньке Доброселовой? Может быть, все это дано ему именно потому, что ни разума, ни сердца его не коснулись условности и предрассудки, свойственные людям, более развитым и менее обиженным судьбой.



     
     



Интересно, что все персонажи, которых я сейчас вспомнила, являются теми, кого в нашей литературе принято называть «маленькими людьми». Неужели же в русской литературе не найдем человека, обладающего прекрасной душой, но по развитию своему ушедшего много дальше Желткова или Макара Девушкина? Конечно же, такие примеры есть. Скажем, Аркадий Кирсанов, один из героев романа «Отцы и дети» Тургенева.
Но вспомним все-таки Толстого, раз речь сейчас идет о его высказывании. Я думаю о Наташе Ростовой и Пьере Безухове. Нет ничего удивительного или неожиданного в том, что они в конце концов стали супругами. Слишком много в них общего. И не последнюю роль играет здесь их простота, искренность, открытость, некоторая наивность и незащищенность от внешних влияний.
Недаром оба они так часто ошибаются. Наташа в молодости все время влюбляется. Пьер постоянно воодушевляется самыми разными идеями. Было время, когда он считал, что на него возложена миссия убить Наполеона. Было время, когда он мечтал вступить в масонскую ложу. Но все ошибки этих двух людей — лишь поиск своего жизненного предназначения. И Наташа, и Пьер действительно прекрасны. Прекрасны в свете своей простоты и своего несовершенства.
Впрочем, надо оговориться, что у Толстого немало прекрасных, духовно богатых и не запутанных в сетях условностей героев, начиная от Кутузова и заканчивая Платоном Каратаевым. Недаром фраза, вынесенная в заглавие сочинения, принадлежит именно перу Толстого.
Но вернемся к тому, что простота отнюдь не «достаточное условие» прекрасного. Иногда она бывает следствием ограниченности, глупости. Иногда свидетельствует о бедности чувств и мыслей. Иногда прикрывает недобрые намерения и замыслы. И вот такая простота «хуже воровства».
Примеров в литературе можно найти множество. Это не представляет труда. Но раз уж речь зашла о цитате Островского, вспомним о ком-нибудь из его героев. Хотя бы о герое пьесы «Гроза» Тихоне Кабанове. Казалось бы, простой, тихий, скромный и даже доброжелательный человек. Как такой может кому-либо причинить вред? Но, оказывается, может. Бездействие иногда бывает хуже, чем слишком активные действия. Именно пассивность Тихона не позволила ему защитить жену от деспотизма матери. Следовательно, Тихон наравне с Кабанихой виновен в смерти Катерины.
Да, в доказательствах «теоремы» Толстого недостатка нет. О чем бы ни шла речь — о человеке, о книге, о картине — простота должна служить залогом доброго, светлого начала. Но нужно учитывать, что любая простота всегда должна поддерживаться некой внутренней идеей.
Прекрасна книга, не слишком насыщенная длительными рассуждениями и нравоучениями автора, но из нее читатель всегда должен извлекать какую-то мораль. Иначе она написана зря. Замечательна картина, не перегруженная ненужными деталями, но от нее должен исходить внутренний свет. Иначе ее нельзя считать произведением искусства. И удивителен человек, живущий в соответствии с велениями своей души и не пытающийся усложнить жизнь, но при этом он должен «мыслить и страдать». В ином случае он перестает быть личностью и превращается в обычного потребителя жизненных благ.


Похожие сочинения


Неизысканность и простота музы Некрасова
«Сколько прекрасного встретишь в человеке...»
Идеал русской женщины (Сочинение-размышление об идеале прекрасного)

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему описание друга
  2. Моя семья сочинение
  3. У войны не женское лицо сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее