Сочинения > Толстой Л > Как я понимаю патриотизм (Сочинение размышление по творчеству Л Н Толстого)
Как я понимаю патриотизм (Сочинение размышление по творчеству Л Н Толстого) - сочинение


Патриотизм русского народа по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
Истинный и ложный патриотизм в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Сочинение-миниатюра «Как я понимаю дружбу»


В последнее время слишком часто приходится слышать с телеэкрана: «Патриотизм - последнее прибежище негодяев». Я не знаю, кто сморозил такую чушь, но хочу самостоятельно разобраться в этом вопросе, пусть даже в узких рамках школьного сочинения.
Лев Николаевич Толстой, насколько я понимаю, был против православной «канцелярской» церкви, против самодержавия, против крепостного права. Еще я читал, что буддисты усмотрели в нем пророка своей религии, потому что так называемое «толстовство» не знает национальных границ, а является достоянием всего человечества. К тому же гений к старости стал вегетарианцем и ходил босиком. Вот и хотелось бы разобраться, был ли Лев Николаевич русским патриотом или «гражданином мира»?
Молодой Толстой добровольно стал участником Севастопольской обороны, боевым офицером-артиллеристом, получил орден за личную храбрость. За полгода позорного поражения русской армии (часть Севастополя Россия утратила тогда всего на шесть месяцев, а теперь - навсегда) будущий писатель осознал, как страшна война и что несет она людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и человеческого.
В романе «Война и мир» изображены две войны - на чужой территории за чуждые интересы в 1805 - 1807 годах и Первая Отечественная война 1812 года, когда над Россией нависла смертельная опасность иноземного порабощения. Только тогда в действие вступили те силы, которые автор и Кутузов называют «народным чувством» и «скрытой теплотой патриотизма», а за чужие интересы русские воевали без энтузиазма.
Зато накануне Бородинского сражения ополченцы надели чистые белые рубахи: они готовы к смерти за Родину. «Чудесный, бесподобный народ», - с волнением и слезами произнес Кутузов. И это-то - «негодяи», которые искали последнее прибежище в патриотизме, не страшась смерти за свободу Отечества?
Толстой подчеркивает, что в Бородинском сражении русскими была одержана нравственная победа, следовательно, патриотизм - нравственное чувство, а не ходульная выдумка социологов и писателей. Французы, «носители прогресса и демократии», были морально сломлены: оказывается, русских можно убить, но не победить. Из чего же складывалась непоколебимая сила русских? Из героизма солдат и лучших офицеров русской армии, а попросту - из патриотизма народного.



     
     



Адъютант Болконский отказался служить в штабе, а взял полк и во время сражения получил смертельную рану. Пьер Безухов, сугубо штатский человек, неуклюжим ополченцем едет на поле сражения. Он понял смысл фразы, которую услышал от старого солдата: «Всем народом навалиться хотят... Один конец сделать. Одно слово Москва». Ради чего рисковали жизнью эти прекрасные русские люди?
На пристрелянном поле очень неудачно поставили в резерв полк Болконского. Положение трагично: под непреходящим ужасом смерти солдаты стоят более восьми часов, без еды, без отдыха, без смены. Полк не в деле, а безвозвратно теряет личный состав. Но князю Андрею «делать и приказывать было нечего. Все делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых относили, ряды смыкались. Если отбегали солдаты, то они тотчас же поспешно возвращались». Вот пример того, как выполнение долга перерастает в подвиг за свободу Родины.
Ростовы покидали Москву, стараясь, как и все, увезти на подводах самое ценное из дома: ковры, фарфор, одежду. А потом вдруг Наташа и старый граф решают отдать подводы раненым и все добро бросают на разграбление врагу. В то же время ничтожный Берг просит одну подводу, чтобы вывезти из Москвы прекрасный шкаф, который он купил задешево. Не хочу выводить из этого противопоставление «наши - не наши». Русскими тогда считались все без исключения подданные Российской империи, но не все были искренними патриотами.
Образ «дубины народной войны», которая «поднялась всей грозной и величественной силой и гвоздила французов, пока не кончилось их нашествие, пока в душе народа чувство оскорбления и мести не сменилось чувством презрения и жалости к поверженному врагу», - не просто красивый образ, а верное отображение русского патриотизма. У Толстого он неотделим от гуманизма. Отходчивое русское сердце может пожалеть обмороженных, грязных, голодных французов, взятых в плен. Но пожалеет ли кто нас, русских, если мы променяем наш природный патриотизм на модный ныне «глобализм»?



Похожие сочинения


Патриотизм русского народа по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
Истинный и ложный патриотизм в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Сочинение-миниатюра «Как я понимаю дружбу»

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее