Сочинения > Толстой Л > Тема любви в кавказской повести Л Н Толстого «Казаки»
Тема любви в кавказской повести Л Н Толстого «Казаки» - сочинение


О повести «Казаки» Л. Н. Толстого
ТЕМА ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
«Любви старинные туманы» (Тема любви в лирике М. Цветаевой)


1.	Толстовская мелодичность любви.
2.	Новый взгляд героев на любовь.
3.	Природный ключик «неразрывной связи».
Любовная тематика является неотъемлемым компонентом многих произведений различных поэтов и писателей. И каждый из них находил в ней какие-то новые оттенки и звуки. Такую своеобразную мелодичность придает тематике любви Л. Н. Толстой в повести «Казаки». Особенной она становится и потому, что там слышны песни и голоса детей гор: «Слышен их  резкий говор, веселый смех и визги, перебиваемые ревом скотины... Визжат казачата... Через заборы, чтобы не обходить, перелезают бабы». У них свои обычаи и свои нравы, свое особое понимание любви. Она не только отличается от столичного видения, но Оказывается далеко и от светского понимания этого понятия. Связующим звеном становится в повести образ Оленина. Именно его мы видим сначала в светском кругу, а потом среди казаков.
Светское понимание любви очень далеко от того горячего, пылкого чувства, что связано с представлениями о Кавказе. В свете любимый человек словно вещь, которую «передают» из рук в руки. Женщину, которую «любил» Оленин, любит и его приятель. И когда Дмитрий Андреевич уезжает на Кавказ, то он словно передает ее своему другу. Но в Оленине 
 желание любви именно горит, а не тлеет, как это происходит в обществе. Возможно поэтому среди подобной холодности он не находит ответного чувства. «Да есть же во мне желание любить, сильнее которого нельзя иметь желанья !»
И Оленин решает круто повернуть свою жизнь в новое русло: уехать поскорее на Кавказ.  друзья не понимают его поступок, как и не понимали и не принимали его представления любви.
Оленин по дороге рисует себе объект любви — это казачка. «Новая жизнь» должна принести и новые чувства. «И там она , между гор, представляется воображению в виде черкешенки рабыни, с стройным станом, длиною косою и покорными глубокими глазами. Ему представляется в горах уединенная хижина и у порога она, дожидающаяся его, в то время как он, усталый, покрытый пылью, кровью, славой, возвращается к ней...» Вот с такими, можно сказать, романтическими представлениями и появляется Оленин на Кавказе среди удивительных гор. «Вдруг он увидал, шагах в двадцати от себя... чисто-белые громады с их нежными очертаниями и причудливую воздушную линию их вершин и далекого неба». Такое сочетание громадности и нежности, то есть противоположности, встречается и в образах жителей гор. «Черты ее  лица могли показаться слишком мужественными и почти грубыми... ежели бы не это строгое и вместе нежное выражение длинных черных глаз... и ласковое выражение рта и улыбки». Вот такая «не хорошенькая, но красавица» становится гой «черкешенкой рабыней», которую полюбил Оленин.
Но сначала он, возможно, следуя своей теории самоотвержения, любуется любовью со стороны. «Лукашка и Марьянка невольно соединялись в его воображении, и он находил удовольствие думать о них». Но в этой любви нет того сжигающего пламенного чувства. И невольно напрашивается сравнение светской и кавказской любви. Представи 



     
     



тели одной стихии достаточно холодно относятся к предмету своей любви. Возможно, что все это была не настоящая любовь.
Но вот Оленин начинает постепенно влюбляться в Марьяну. И она иногда, как кажется Оленину, отвечает на его чувство. «Но ее лицо, ее блестящие глаза, ее высокая грудь, стройные ноги говорили совсем другое». Маленький огонек, который заронила в душу Оленина Марьяна, начал разгораться все сильнее. «Целую ночь Оленин провел без сна на дворе, прислушиваясь к каждому звуку в хозяйской хате». В отношении Оленина к женщине нет уже той прежней циничности, что вновь появляется в повести в образе Белецкого. Он вполне органично влился в офицерский быт казачьей станицы и получил прозвище «дедушка». Именно Белецкий «пытается» вернуть Оленина к прежней жизни, и Оленин сначала идет у него на поводу. Он соглашается пойти на вечеринку. И вот именно это событие становится поворотной точкой для развития любви в душе Оленина.
Вместе с Белецким и его вечеринкой в повесть входит вся прежняя жизнь, от которой отказался герой, уезжая на Кавказ. И соприкоснувшись с этим прошлым, он, словно цветок, раскрывается и впускает в себя мир и внимание Марьяны. «Стена, разделявшая их прежде, была разрушена. Оленин уже здоровался с нею каждый раз, как встречался». И Марьяна тоже стала оказывать ему знаки внимания. В ответном ее чувстве тоже нет расчетливости, как у Устеньки: «Ты корявая такая, а тебя любят. Эх, кабы я на твоем месте была, я бы постояльца вашего окрутила!»
Любовь, которую Оленину дает Марьяна, не имеет никаких определений. Автор пытается обозначить ее как «неразрывная связь». Она крепче, чем любовь, привязывает Оленина к казачке. «Это было чувство, не похожее ни на тоску одиночества и желание супружества, ни на платоническую, ни еще менее на плотскую любовь, которые испытывал» главный герой. И он не тянет Марьяну в свой круг, а на 
оборот, желает стать частью того общества, в котором живет возлюбленная: «Вот ежели я мог сделаться казаком».
И постепенно образ любимого человека, воплощенного в Марьянке, сливается у Оленина с природой: «...она, как природа, ровна, спокойна и сама в себе». Именно в казачке есть то природное, стихийное начало, чего лишены светские красавицы. Только природа может найти путь к сердцу человека. И таким природным ключиком для Оленина становится Марьяна. Он ищет в ней того, чего не нашел ни в высшем свете, ни в казацкой станице — понимания. «...Я исковерканное, слабое существо, хочу чтоб она поняла мое уродство и мои мучения», — говорит герой. Через образ любимой он сливается не только с природой, но и со всем божьим миром. Она смогла пробудить стихийную силу, которую не смогли разбудить холодные красавицы, великолепие гор, охота. Такая любовь действительно встречается только раз в жизни. И это чувство Оленин нашел в новой для него обстановке.
Толстой в конце повествования отвергает свою философию о самоотвержении: «все это вздор, дичь». Человек должен жить для себя и ради любимого человека. И если эти два образа составляют единое целое, то о самоотвержении ради другого не может быть и речи. Просто в мире появился еще один природный цельный элемент. И вот эту цельность возможно получить только' через тернистый путь любви.



Похожие сочинения


О повести «Казаки» Л. Н. Толстого
ТЕМА ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
«Любви старинные туманы» (Тема любви в лирике М. Цветаевой)

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее