Авантюрно исторический роман А Дюма «Три мушкетера» Увлекательный сюжет и яркие характеры - сочинение

1.	Особенности жанра историко-приключенческого романа.
2.	Историческая правда и художественный вымысел в романе «Три мушкетера».
3.	Особенности развития сюжета романа.
4.	Характеры героев романа.
5.	Продолжение романа «Три мушкетера».
В первой половине XIX века жанр историко-приключенческого романа обретает особую популярность. Естественным образом этот жанр впитал все характерные черты господствовавшего в то время литературного течения романтизма. Помимо этого, на литературу оказала огромное влияние так называемая теория случайности, объяснявшая исторические события случайным совпадением обстоятельств. История в романах Дюма и многих его современников — лишь эффектный фон для действия; зачастую реальные факты сильно искажены, поэтому не следует воспринимать всерьез, например, следующее утверждение автора «Трех мушкетеров»: «Для Ришелье дело было не только в том, чтобы избавить Францию от врага, но также и в том, чтобы отомстить сопернику... Ришелье знал, что, победив Англию, он тем самым победит Бекингэма, что, восторжествовав над Англией, он восторжествует над Бекингэмом
и,	наконец, что, унизив Англию в глазах Европы, он унизит Бекингэма в глазах королевы». Дюма намеренно приписывает осады Ла-Рошели, последнего оплота протестантов во Франции, любовному соперничеству двух всесильных министров. Однако представляется практически невероятным, чтобы хладнокровный политик вроде кардинала Ришелье руководствовался в своих поступках чем-то иным, кроме расчета.
Но одновременно Дюма мастерски воспроизводит в своих романах колорит эпохи, то, что было присуще именно этому историческому периоду. С уверенностью, которая не вызывает сомнений у читателя, не слишком искушенного в исторической науке, он так характеризует эпоху, описываемую в романе «Три мушкетера»: «Знатные господа сражались друг с другом; король воевал с кардиналом; испанцы вели войну с королем. Но, кроме этой борьбы — то глухой, то явной, то тайной, то открытой, — были еще и нищие, и гугеноты, бродяги и слуги, воевавшие со всеми. Горожане вооружались против воров, против бродяг, против слуг, нередко — против владетельных вельмож, время от времени — против короля, но против кардинала или испанцев — никогда».
Гасконец д’Артаньян, главный герой романа Дюма, как и трое его друзей, — отнюдь не вымышленные персонажи. Источником вдохновения для автора, как признается он сам в своем предисловии к роману, послужили «Мемуары господина д’Артаньяна, капитан-лейтенанта первой роты королевских мушкетеров, содержащие множество частных и секретных вещей, которые произошли в царствование Людовика Великого». Эти воспоминания были воссозданы уже после смерти д’Артаньяна Куртилем де Сандра на основе подлинных документов. Многое в сюжете романа Дюма заимствовано именно из «Мемуаров», но в своей работе над « Гремя мушкетерами» писатель пользовался и другими источниками.



Сюжет романа захватывает с первых страниц. Вероятно, это связано с тем, как стремительно и неожиданно разворачиваются действия, с ореолом тайны, который почти постоянно присутствует в романе (зловещий «незнакомец из Менга», таинственность Арамиса и тайна прошлого Атоса, позорная тайна миледи и многое другое). Подкупает и несомненный оптимизм романа: герои находят выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Каждое последующее событие неразрывно связано с предыдущим: д’Артаньяну и его друзьям удается совершить почти невозможное — доставить в срок алмазные подвески, которые королева Франции подарила герцогу Бекингэму; по этот успех становится одной из причин ненависти миледи к д’Артаньяну. Чтобы отомстить ему, миледи отравляет его возлюбленную, но и сама не уходит от расплаты. Поразительна и сцена с кардиналом Ришелье, которая практически завершает роман. Кардинал имел достаточные основания отправить д’Артаньяна на казнь — ведь тот не раз мешал его замыслам — однако министр Людовика ХПГ, который фактически правит Францией, предпочитает поступить иначе. Повысив д’Артаньяна в должности, он рассчитывает таким образом расположить его к себе, чтобы иметь возможность использовать его незаурядные способности в своих целях. Хотя Дюма не стремится подробно обрисовать характеры «сильных мира сего», ограничиваясь беглыми зарисовками, образу Ришелье он уделяет большое внимания. Это и понятно — ведь именно ему автор романа отводит роль одного из противников своего героя. И все же образ Ришелье не столь однозначен, как зачастую принято думать. В финале романа он предстает достаточно мудрым, чтобы не мстить д’Артаньяну и его друзьям. Дюма уделяет большое внимание характерам своих героев. Он описывает привычки и образ жизни каждого, тем самым давая читателю возможность лучше узнать их. Мы видим, как раскрываются характеры друзей в романе; помимо этого, мы видим Атоса, Портоса и Арамиса не только глазами автора, но и глазами д’Артаньяна. Дружба между д Артаньяном и тремя мушкетерами начинается весьма необычно — со ссоры. Благодаря этому мы также немало узнаем о характерах героев романа: «...д’Артаньян был человек не совсем обыкновенный. Поэтому, хоть и твердя самому себе, что гибель его неизбежна, он не мог безропотно покориться неизбежной смерти, как сделал бы это другой, менее смелый и менее спокойный человек. Он вдумывался в различия характеров тех, с кем ему предстояло сражаться, и положение постепенно становилось для него ясней. Он надеялся, что, извинившись, завоюет дружбу Атоса... Он льстил себя надеждой запугать Портоса историей с перевязью... Что же касается хитроумного Арамиса, то он не внушал д’Артаньяну особого страха». Энергичный и предприимчивый д’Артаньян старается побольше узнать о своих друзьях, но это оказывается не так- то просто: «Он решил верить в настоящем тому, что рассказывали об их прошлом, надеясь, что будущее обогатит его более подробными и более достоверными сведениями». Герои «Трех мушкетеров» молоды: старшему из них, Атосу, не больше тридцати лет, но каждый из них является достаточно заметной личностью. «...Друзья не раз видели на его лице улыбку, но никогда не слышали его смеха. Слова его были кратки и выразительны, он говорил всегда то, что хотел сказать, и больше ничего...» — пишет Дюма об Атосе. Портос же является его противоположностью: «...ему было безразлично, слушают его или нет. Он разговаривал ради собственного удовольствия — ради удовольствия слушать самого себя». Изящный, хитрый и внешне скромный Арамис «никогда не играл. Он был самым дурным мушкетером и самым скучным гостем за столом. Всегда оказывалось, что ему нужно идти...». И, несмотря на такое различие их характеров, герои Дюма останутся верны своей дружбе, хотя в следующих частях трилогии — «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» — не раз возникнет угроза их союзу, ведь друзья оказываются сторонниками противоборствующих партий. Роман «Три мушкетера» представляется самым захватывающим и оптимистичным из всей трилогии. В последующих частях незримо присутствует ощущение упадка: мелочный и трусливый кардинал Мазарини — лишь жалкая тень грозного Ришелье, о котором теперь вспоминают даже с сожалением («Двадцать лет спустя»), В развращающей атмосфере королевского двора Людовика XIV вдребезги разбивается юношеская любовь Рауля, сына Атоса, к Луизе де Лавальер, ставшей фавориткой короля («Десять лет спустя»), Но Дюма в этих произведениях являет нам новые грани характеров своих героев — ведь ничто не остается в этом мире неизменным, каким бы оно ни было.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Три мушкетера > Авантюрно исторический роман А Дюма «Три мушкетера» Увлекательный сюжет и яркие характеры