Утренняя беседа (анализ первой сцены из пьесы А П Чехова «Три сестры») - сочинение

Творчество А. П. Чехова, одного из величайших писателей XIX века, оказало огромное влияние на всю последующую литературу, в том числе и западную. Это влияние простирается от реформирования драмы до введения в литературный обиход особых приемов психологизма. Тематика произведений Чехова также очень разнообразна — от коротких юмористических рассказов до психологических драм. Однако, независимо от жанра и сюжета произведения, Чехова в первую очередь всегда интересовали внутренний мир человека, его взаимодействие с обществом, его духовная связь с другими людьми.
«Три сестры» Чехов писал в начале прошлого века, когда новые передовые идеи витали в воздухе. В российских столицах — Москве и Петербурге это особенно ощущалось. Ощущение близости «здоровой, сильной бури» пронизывает пьесу. Ожиданием перемен живут и сестры. Действие начинается ранней весной: «тепло, можно окна держать настежь». Ольга охвачена волнением: в эти дни год назад умер отец, кроме того, всплыли детские воспоминания о Москве. «В начале мая ... в Москве уже все в цвету, тепло, все залито солнцем... Боже мой! Сегодня утром проснулась, увидела массу света, увидела весну, и радость заволновалась в моей душе, захотелось на родину страстно», — делится она с сестрой Ириной. Та, в отличие от Ольги, хладнокровна и рассудительна: «Зачем вспоминать!», — считает Ирина. Сегодня ее именины, и она занята мыслями о предстоящем празднике.
Ольге всего двадцать восемь лет, а она уже ощущает себя старой, объясняя это нервозностью, вызванной преподаванием в гимназии. Надо сказать, что в среде интеллигенции времен Чехова были очень модны разговоры о «работе в поте лица», которые отразились не только в рассматриваемой пьесе, но и вообще в русской литературе на стыке прошлых веков. В мечтах, естественно, можно работать где угодно и кем угодно, только вряд ли бы эти герои действительно смогли пахать землю или стоять у станка, где в реальности работники обливаются потом, чтобы заработать себе на хлеб насущный. Все эти разговоры о том, что «человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги», вызывают непонимание даже у гостей молодых женщин. «Такой вы вздор говорите, надоело вас слушать», — говорит подслушивающий разговор сестер Тузенбах. Кстати, Тузенбах — единственный герой пьесы, оказавшийся способным на поступок. Никто не спорит, трудиться надо, приносить пользу надо, пока есть силы и желания, но утверждать, что в этом и состоит смысл и восторги жизни, по меньшей мере, наивно. Кроме того, сестер не устраивает провинциальная жизнь, они считают, что стоит им только переехать в Москву — и жизнь из обыденного существования превратится в сказку. Однако сами для этого, по большому счету, ничего не делают, пассивно снося засилье твердо ходящей по земле Натальи Ивановны — невесты, а затем жены Андрея, брата сестер Прозоровых. Она точно знает, чего хочет и как этого добиться, не смешивая «глупые» фантазии с реальностью. Постепенно Наталье Ивановне удается прибрать весь дом к рукам. «Она честная, порядочная, ну, добрая, но в ней есть при всем том нечто принижающее ее до мелкого, слепого, этакого шаршавого животного», — жалуется Андрей на жену.
Жизнь жестка и зачастую спускает задержавшихся средь облаков мечтателей на грешную землю. Грезы
остаются только грезами, если не приложить усилий к их осуществлению, поэтому и мечта о Москве, казавшаяся такой близкой, легко достижимой, становится призрачной и к концу пьесы исчезает.



Однако все это откроется зрителям в конце пьесы, а в рассматриваемом эпизоде утренней беседы сестер пока ничто не предвещает дурного. В благоухающей цветами гостиной Прозоровых пахнет именинным пирогом, гости одаривают Ирину подарками. У всех приподнятое, праздничное настроение. На сцене создается атмосфера нарождающейся любви и ожидания счастья. Горячие споры о будущем, о смысле жизни, надежды на близкие перемены кажутся такими реальными: вот стоит только переехать из провинции в Москву — и там начнется новая, настоящая, блестящая жизнь... Таким образом, сцена утренней беседы занимает важное место в идейно-художественном содержании пьесы, так как в ней выражены искания идеалов и достойного места в жизни современной автору молодежи. Прозвучавший в начале пьесы страстный призыв «В Москву, в Москву!» обретает более широкий смысл, чем банальная смена места жительства, — это призыв к новой жизни, новым осмысленным отношениям между людьми и новым взаимоотношениям с окружающей действительностью. Идеи преобразований витали в воздухе, и, казалось, что для изменений не нужно прилагать особых усилий, достаточно «работать в поте лица» — и все само встанет на свои места. Увы, оказалось, что одних мечтаний, свойственных русской интеллигенции, недостаточно, нужно еще и действовать. Творчество Чехова оказало огромное влияние на всю последующую литературу, которая восприняла и впитала его идеи, а также глубокий психологизм, основанный на неразрывной связи человека и окружающего мира.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Три сестры > Утренняя беседа (анализ первой сцены из пьесы А П Чехова «Три сестры»)