Любимая повесть И С Тургенева «Первая любовь» Сюжет герои роль снов нравственная проблематика произведения - сочинение

1.	Истоки сюжета повести.
2.	Характеры героев и их взаимоотношения.
3.	Сны: придуманные и символический сон главного героя.
4.	Острота нравственных вопросов в повести.
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье: Люблю в тебе я прошлое страданье 
И молодость погибшую мою.
М. Ю. Лермонтов
И. С. Тургенев признавался, что сюжет повести «Первая любовь» не был им выдуман. В этом произведении он рассказал о своих собственных переживаниях и о событиях, действительно имевших место. Образы родителей героя обрисованы несколькими штрихами, однако и этого доста 
точно, чтобы получить представление об их отношениях. Мать героя на десять лет старше его отца; по этому факту, да еще по некоторым высказываниям отца, можно легко догадаться, что основой их брачного союза стали деньги, приданое матери героя. Композиционно повесть построена в форме рассказа в рассказе: спустя много лет после описываемых событий герой по просьбе приятелей вспоминает историю своей первой любви. Таким образом, повесть «Первая любовь» — это взгляд назад, в прошлое; но автор пытается воссоздать в своем произведении ощущения того шестнадцатилетнего юноши, не дополняя их комментариями сорокалетнего мужчины. Переживания человека зрелого появляются лишь в финале повести: «О молодость! молодость! тебе нет ни до чего дела, ты как будто бы обладаешь всеми сокровищами вселенной, даже грусть тебя тешит, даже печаль тебе к лицу, ты самоуверенна и дерзка, ты говоришь: я одна живу — смотрите! а у самой дни бегут и исчезают без следа и без счета, и все в тебе исчезает, как воск на солнце, как снег...»
Все действие повести подается автором не непосредственно, а через восприятие главного героя, через его ощущения. Поэтому порой возникает впечатление, что сам сюжет находится как бы на втором плане повести: многое остается недосказанным, автор ограничивается лишь туманными намеками, и читатель вынужден сам многое додумывать. Разумеется, основное развитие сюжета ясно, несмотря на недомолвки автора: это история тайной любви отца героя и молодой девушки, в которую влюблен и сам герой.
Главный герой повести, прототипом которого является сам автор, по словам Тургенева, неожиданно для себя влюбляется в княжну Зинаиду, которая старше его на пять лет. Любовь юноши носит возвышенный, восторженный характер: к примеру, он, не задумываясь, спрыгивает с высокой стены, послушавшись слов любимой, сказанных в шутку.
Об отце героя мы узнаем, что он не вникает в семейные  
заботы и держится с сыном отстраненно: «Размышляя впоследствии о характере моего отца, я пришел к тому заключению, что ему было не до меня и не до семейной жизни; он любил другое и насладился этим другим вполне».



Что же касается образа Зинаиды Засекиной, то о нем критики высказывались не особенно лестно. Д. Н. Писарев в статье «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова» следующим образом отзывается о героине Тургенева: «О Зинаиде Засекиной (из повести «Первая любовь») не скажу ни слова. Я ее характер не понимаю». «Сколько во мне дурного, темного, грешного!...» — восклицает сама Зинаида; но о ней же Лушин говорит следующее: «Видно, жертвовать собою сладко — для иных». Она беззаботно играет чувствами влюбленного в нее юноши, она окружена поклонниками («все мужчины, посещавшие ее дом, были от ней без ума — и она их всех держала на привязи — у своих ног»); а между тем она сама становится покорной возлюбленной женатого мужчины, по возрасту годящегося ей в отцы! Странна, противоречива натура героини Тургенева, и высказывание Писарева о ней совершенно обоснованно. В повествование автор включил сны — довольно распространенный прием, чтобы показать внутренний мир героев и их переживания. Сны, рассказанные поклонниками Зинаиды, носят характер шутки, но и в них отражено то, с чем молодые люди привыкли иметь дело: гусару снится лошадь, а поэт тут же выдумывает сон с непременными романтическими атрибутами: кладбищем, ангелами и музыкой. Переживания и впечатления главного героя, потрясенного отношениями отца и любимой девушки, ее покорностью и самоотвержением, находят отражение в его сне: «Странный и страшный сон мне приснился в эту самую ночь. Мне чудилось, что я вхожу в низкую темную комнату... Отец стоит с хлыстом в руке и топает ногами; в углу прижа лась Зинаида, и не на руке, а на лбу у нее красная черта... а сзади их обоих поднимается весь окровавленный Беловзоров, раскрывает бледные губы и гневно грозит отцу». Конечно, в этом сне фантастическим образом переплелось все, что герой видел и слышал в реальном мире; однако некоторые элементы можно истолковать и как предсказание. Темная низкая комната — это воспоминание о том доме, где юноша познакомился со своей первой любовью, также ее можно понимать и как могилу, склеп, куда очень скоро сойдут и отец героя, и Зинаида. Юноша видел в реальности, как отец ударил девушку хлыстом; но во сне след от удара у нее на лице — может быть, как печать позора? О Беловзорове герой узнал недавно, что тот отправился на Кавказ: «А вся штука оттого, что не умеют вовремя расстаться, разорвать сети». Вот и он появляется во сне — он грозит своему сопернику, отнявшему у нее любимую девушку. Тургенев, вольно или невольно, затрагивает в повести «Первая любовь» серьезные нравственные проблемы. Это вопрос о совести и расплате. Вправе ли человек брать от жизни все, что пожелает, или нет? Отец героя был уверен, что вправе: «Воля, собственная воля, и власть она даст, которая лучше свободы. Умей хотеть — и будешь свободным, и командовать будешь», — поучает он сына. «Авантюрьерка» Зинаида, чувствуя неполноту, ущербность своего существования, с вызовом заявляет: «Разве жить так весело?... и вы серьезно можете уверять меня, что такая жизнь стоит того, чтоб не рискнуть ею за миг удовольствия, — я уже о счастии не говорю». Чувствуется, что отец главного героя повести соблазняет молодую девушку без тени сомнения, хотя он женат и имеет взрослого сына. Таким образом, встает и еще одна проблема — как отцовский поступок отпечатается в душе юноши?... А что толкнуло девушку в объятия женатого мужчины? «Неправильное воспитание»? «...Я таких любить не могу, на которых мне приходится глядеть сверху вниз. Мне надобно тако го, который сам бы меня сломил...» Что это такое — мазохизм или же «любовь», «страсть», как думает герой повести? «Сам бери, что можешь, а в руки не давайся; самому себе принадлежать — в этом вся штука жизни», — утверждал отец героя. Зинаида тоже уверяла: «Не попадусь никому в лапы...». Но жизнь, судьба человеческая требует платы за все. Вероятно, отца героя все же начинают мучить совесть, раскаяние. Он умирает еще не старым от апоплексического удара. Перед кончиной отец пытается предостеречь своего сына: «...бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы...». Но разве дело просто в любви? Человек всегда должен ясно представлять, куда может завести тот или иной его поступок; отвечать и за себя, и за другого человека, вместо того, чтобы тащить его к пропасти. Зинаида также умирает молодой. Скорее всего, ее душевные силы были подточены тяжелыми переживаниями, а ее здоровье и так не отличалось крепостью. Несомненно, юношеские впечатления оставили в душе героя повести глубокий след. Ему уже за сорок, а он все еще одинок; но воспоминания о юношеской любви кажутся ему самым дорогим из всего, что он пережил. Может быть, тут дело даже и не в самом чувстве, а в том ощущении молодости, которое никогда не вернется: «А что сбылось из того, на что я надеялся? И теперь, когда уже на жизнь мою начинают набегать вечерние тени, что у меня осталось более свежего, более дорогого, чем воспоминания о той быстро пролетевшей, утренней, весенней грозе?»






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Тургенев > Любимая повесть И С Тургенева «Первая любовь» Сюжет герои роль снов нравственная проблематика произведения