МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ Ф И ТЮТЧЕВА - сочинение

Мотив — это смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в пределах ряда произведений. Лирика Тютчева наполнена мотивами любви, воды, пророческими и философскими мотивами, а также мифологическими. Под мифологией обычно понимается античность, мифы Древней Греции и Рима, но я считаю, что это более всеобъемлющее понятие, и я буду рассматривать также язычество и христианство. Почему же эта тема была близка Тютчеву? Мне кажется, обращаясь к мифологии, он погружался в идеальный мир, уходя от земной мрачной жизни.
О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..
Тютчев испытывает горячую любовь к жизни, он жаждет земных наслаждений и одновременно живет в другом мире идеальных образов.
Его мифологические образы не случайны, он всюду видит игру демонических сил. В стихотворении «Весенняя гроза» Геба — богиня юности, подававшая Зевсу нектар, изливает «громокипящий кубок» на землю. Для Тютчева эта мифологическая образность естественна, органична. Также в стихотворении упоминается «Зевсов орел» как символ верховного божества, Зевса. Тютчев тянулся к гомеровскому ощущению мира, к трагической и мифологической Элладе. В стихотворении «На Новый, 1816 год» Тютчев размышляет о времени, о вечности, о том, что никто и ничто не может избежать гнева Крона-Хроноса, бога времени. В стихотворении упоминается Тартар — часть подземного царства, местопребывание душ преступников, и богиня мести Евменида.
Стихотворение «Неверные преодолев пучины...» посвящено поэту-переводчику Семену Егоровичу Ранчу и написано в честь окончания им перевода «Георгии» Вергилия. В последних двух строфах упоминается «древо Аполлона».
Склони, певец, склони главу свою Да ветвию от древа Аполлона Его питомца я увью!..
Ветвь — это лавр, которым увенчивали олимпийцев, победивших на Олимпийских играх, а также головы богов. Особенно интересно стихотворение «Душа моя — Эллизиум теней». Вообще, Эллизиум — это загробные поля блаженных, где обитают тени праведников. По представлениям древних, от умерших остаются тени. Тютчев пишет о лучших днях в его жизни, которые бесследно исчезли, оставив только тени в его душе:
Душа моя, Эллизиум теней,
Что общего меж жизнью и тобою!
Меж вами, призраки минувших, лучших дней,
И сей бесчувственной толпою?..
Также следует отметить стихотворение «Природа-сфинкс». Тютчев говорит о том, что природа — загадка, которую никогда не разгадать. Сфинкс — крылатое чудовище с телом льва и головой женщины — задавал людям мудреные загадки и убивал тех, кто не мог на них ответить.
Тема природы неразрывно связана с творчеством Тютчева, с самим Тютчевым, и в голосе природы, что бы она ни говорила, в конце концов он слышит голос Хаоса — тьмы, бездны, язычества...
Стихотворение «Восток белел. Ладья катилась». Сперва создается впечатление спокойствия, соразмерности:
Восток белел. Ладья катилась,



Ветрило весело звучало, — Как опрокинутое небо, Под нами море трепетало... Ладья — это символ полета, символ смерти у Тютчева, и, проанализировав стихотворение, мы понимаем, что за спокойствием кроется трагедия... В первом четверостишии присутствует звук «о» — страшные вещи, беды, гнев. Во втором некто «она» — может быть, возлюбленная Тютчева, но опять намек на смерть. Восток алел. Она молилась, С кудрей откинув покрывало — Дышала на устах молитва, Во взорах небо ликовало... Тютчев всегда был склонен к язычеству, но после встречи с Денисьевой (50-е годы) его мировоззрение изменилось — появляются стихотворения, в которых можно проследить христианские мотивы. Стихотворение 1851 года «Наш век» — цитата из Евангелия. К Иисусу приводят бесноватого мальчика, и отец просит его исцелить: «И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: Верую, Господи! Помоги моему неверию». Стихотворение «При посылке Нового завета» обращено к старшей дочери поэта А. Ф. Тютчевой. Под «нелегким жребием» Тютчев подразумевает раннее сиротство и придворную службу дочери. Мотив ангела присутствует в стихотворении «Накануне годовщины 4 августа 1864 года», которое посвящено Е. А. Денисьевой. Ангел мой, где б души ни витали, Ангел мой, ты видишь ли меня? В стихотворении «Encyclica» в первых строках Тютчев намекает на разрушение Иерусалимского храма римлянами в 70 г. н. э. Но главным стихотворением и моим любимым является «О, вещая душа моя!», где можно увидеть в последнем четверостишии скрытую притчу: Мария — это Мария Магдалина, раскаявшаяся грешница, прощенная Господом. Тютчев был жильцом двух миров, находил утешение в религии. Спасался в мире идеальном, в мире древних греков и римлян; в мире язычества и в мире христианства.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Тютчев > МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ Ф И ТЮТЧЕВА