Стихотворение Ф И Тютчева «Не то что мните вы природа » (восприятие истолкование оценка) - сочинение

Ф. И. Тютчев подавляющую часть своего творчества посвятил живой природе. Он мог писать о фонтане или о необъятном море, о лебеде или о звездном пространстве, о поле, о деревне, о лесе, но все эти стихотворения были объединены одним: безграничной любовью к природе, таинственной и прекрасной. Тютчев воспринимал ее как живое существо. Мы не встретим у него ни одного стихотворения, которое не было бы проникнуто почти детским восхищением перед окружающим миром.
Стихотворение «Не то, что мните вы, природа...» может показаться весьма жестким упреком непоэтичным душам. Однако Тютчев далек от того, чтобы осуждать кого-либо, он всегда человечен и мягок, даже если обвиняет. Все стихи Тютчева так или иначе связаны с природой, она оказывала огромное влияние на его жизнь и чувства. Неудивительно поэтому, что он не может понять людей, глухих к музыке природы и слепых в отношении ее многоцветья. О том, что поэт считает людей с нечувствительными душами чуждыми себе, говорит его настойчивое обращение «вы» к неизвестным собеседникам. Этим «вы» автор определяет всех людей, не воспринимающих прекрасное и живое, относит их в особую категорию, к которой испытывает, судя по его тону, даже некоторое пренебрежение.
Он осуждает восприятие природы как красивой картины. Ведь многие смотрят на нее именно так, как на нечто статичное, им все равно, плоское изображение перед ними или целый живой мир. Тютчев предостерегает от поверхностного восприятия:
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Природа дышит и живет своей жизнью; даже маленький листок на дереве — результат развития этой жизни. Мир вокруг нас — «не слепок, не бездушный лик». К сожалению, понять это может лишь человек тонкой душевной организации, подобный Тютчеву.
Странно, что в пятой строфе поэт так внезапно сменяет обращение «вы» на «они», то есть выказывает еще большее непонимание душевного мира людей, к которым обращается, расширяет разрыв между чувствующими и нечувствительными людьми, превращает этот разрыв в пропасть. Внезапность, резкость и кажущаяся неоправданность перехода от «вы» к «они» можно объяснить, по всей видимости, цензурой, которая вырезала из стихотворения две строфы, до сих пор во всех изданиях заменяемые многоточиями. В оставшихся строфах чувствуется разобщенность, и невольно задумываешься, почему же было выкинуто восемь строк. Самый правдоподобный ответ, приходящий на ум: в вырезанных строфах содержалось нечто предосудительное с точки зрения церковной морали, потому что совершенно ясно, что никакой политической крамолы в философском стихотворении быть не могло.
Итак, в пятой строфе поэт уже говорит о «них», о тех, для кого «солнцы, знать, не дышат и жизни нет в морских волнах». Сам Тютчев всегда тяготел к морской тематике  
и море для него было живым существом; невозможно перечислить все тютчевские посвящения этой стихии, проникнутые поэтическим восторгом. Он с сочувствием относится к людям, в чьей груди «не цвела весна», ведь жить для поэта все равно, что любить, а любовь немыслима без слияния с природой. Слияние это настолько сильно, что природа становится для него собеседником, со своим особым «неземным языком». Какое превосходство над неизвестными собеседниками слышится, например, в строках:
В ночи не совещалась с ними В беседе дружеской гроза!



Эти две строки не оставляют сомнения в том, что с их автором гроза «совещалась» неоднократно, и он не видит в этом ничего удивительного. Обвиняя прагматиков в бесчувственности, Тютчев в то же время и оправдывает их. Они невиновны в своей неспособности воспринять мир как нечто живое: Не их вина: пойми, коль может Органа жизнь глухонемой! Души его, ах! не встревожит И голос матери самой!.. Здесь слышится только жалость, и ничего больше. Не может быть страшнее наказания, чем невозможность слышать голос матери, самого святого человека на земле. Природа — та же мать для каждого из нас, те, кто к ней глух, не могут даже осознать всей степени своего несчастья. Таким образом, поэт далек от осуждения кого-либо. Он всего лишь оценивает, показывает свое непонимание людской невосприимчивости. Одно дело — настоящий глухой, который от рождения лишен слуха, совсем другое —- глухой, сам себя таковым сделавший. Тютчев как будто снова и снова настойчиво повторяет нам, читателям: «Не будьте глухи и слепы,, не закрывайте глаза и уши, ибо природа — самое прекрасное, что только может быть на свете». И если кто-то спросит, в чем же заключается притягательная сила природы, никто не ответит ему лучше, чем Тютчев: В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... Душа, свобода, любовь, язык... Ведь это самые главные из человеческих ценностей, которых нам так часто не хватает. Зато природа обладает этими качествами в избытке. Может быть, нам стоит чаще следовать примеру Тютчева и внимательнее приглядываться к окружающему миру?






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Тютчев > Стихотворение Ф И Тютчева «Не то что мните вы природа » (восприятие истолкование оценка)