Тема любви в лирике Ф Тютчева - сочинение

План
1. Рок и любовь в творчестве Тютчева.
2. Любовь как философская категория.
3. Тютчев как последний поэт эпохи романтизма.

Федор Иванович Тютчев – русский поэт XIX века, современник Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Отличительной чертой его поэтического мировосприятия является философское осмысление тех художественных задач, которые ставил перед собой поэт. Его по праву считают тонким лириком, а его творческое наследие должно рассматриваться всегда в связи с его философским мировоззрением.
Тема любви в стихотворениях Тютчева представлена в связи с такими ключевыми понятиями как «судьба», «рок», «предопределение», «страсть». Чувство рождается, как весенний ветер, и захватывает влюбленных очарованием. Но Тютчев чаще обращается не к настоящему времени, а к прошедшему. «Былое» больше беспокоит поэта. Стихотворения, написанные на склоне лет, специалисты условно объединяют в один цикл, названный Денисьевским (по имени Денисьевой, которой поэт посвятил много стихотворений). Основная тематика цикла – самопожертвование, любовь, страдание русской души, «страсти роковые». «Былое» поэт воспринимает как лучшие годы, «время золотое», согревающее и через годы героя своим теплом. Особое состояние вызывают в душе переживания встречи после долгой разлуки с женщиной, в которую был когда то влюблен. Эта «душевная полнота» заставляет «жизнь заговорить вновь» («Я встретил вас, и все былое…»).
В стихотворении «Предопределение» поэт определяет любовь, по преданию, как союз двух душ, которые обретают родство. Две души сочетаются, сливаются и должны познать настоящее счастье, но тут двоих влюбленных подстерегает беда. Тютчев считает, что сердца вступают в противостояние и поражают друг друга «роковыми страстями»:

И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений –
Самоубийство и Любовь!

(«Близнецы»)

Роковой перелом в истории любви наступает, конечно же, в момент расставания влюбленных. Причем, поэт часто предоставляет нам возможность задуматься о концовке страстного чувства:

В разлуке есть высокое значенье:
Как ни люби, хоть день один, хоть век,
Любовь есть сон, а сон – одно мгновенье,
И рано ль, поздно ль пробужденье,



А должен наконец проснуться человек… («В разлуке есть высокое значенье…») Философская миниатюра стала особой формой поэзии именно у Тютчева, до него четверостишия с их концентрацией смысла и экономной формой использовались для сочинения сатирических стихотворений – эпиграмм. Такое высокое, как у Тютчева, использование миниатюры, то есть философские сентенции, сделали творчество поэта уникальным в своем роде. Ведь именно Тютчев раскрыл поэтический потенциал четверостишия. Кто б ни был ты, но, встретясь с ней, Душою чистой иль греховной Ты вдруг почувствуешь живей, Что есть мир лучший, мир духовный. Таким образом, любовь между мужчиной и женщиной поднимает влюбленных на новый уровень бытия, где внешние проявления уходят на задний план, а души влюбленных приоткрывают завесу духовного мира. Образ духовного мира у Тютчева в целом перекликается именно со стихийными сущностями – духи, стихии огня, ветра, морская стихия. Любовь же Тютчев видит именно как стихию, управлять которой человек не в силах, он может быть лишь влекомый этой стихией. Такое влечение имеет две развязки: «рано ль, поздно ль пробужденье» или сердце «изноет наконец». И все же влечение в направлении «роковых страстей» Тютчев находит неизбежным и естественным, как все в природе. Сравнивая любовь с весенним теплом, Тютчев дает уже положительную оценку этому чувству: «Или весенняя то нега?.. Или то женская любовь?..» («Еще земли печален вид…»). Нежность чувства вызывает ассоциации с весной, молодостью, пробуждением животворных токов внутри растений и деревьев. Так же и в человеке «закипает кровь». Рассмотрим стихотворение «Последняя любовь», написанное Тютчевым в начале 50 х годов XIX века, то есть относящееся к третьему периоду творчества поэта. Ощущение трагичности бытия преследует поэта. В этом стихотворении лирический герой восклицает: «Сияй, сияй, прощальный свет любви последней, зари вечерней!» Герой просит вечерний день – образ последних лет жизни – помедлить и продлить очарование. Но небо (образ самой жизни) охватывает тень (приближение смерти). Блаженством и безнадежностью называет Тютчев последнюю в жизни любовь: Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность… Последний период творчества характеризуется потрясением основ Тютчевского мировосприятия, картина современного поэту мира стремительно меняется, романтическое направление в искусстве ослабевает. Фактически Федор Тютчев завершил период романтизма в русской литературе, достойно представив ее в сокровищнице мирового лирико философского наследия.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Тютчев > Тема любви в лирике Ф Тютчева