Философская глубина и гуманистическая основа лирики Ф И Тютчева - сочинение

Ф. И. Тютчев — поэт сложной творческой судьбы, оставивший оригинальное, неповторимое поэтическое наследие. Современник А. С. Пушкина, долгие годы проведший за границей, он становится известным на родине лишь в 50-е годы XIX века. Его поэзию исследователи называют философской.
Как истинный философ, Ф. И. Тютчев пытается постичь единство мироздания. Природа представляется ему живой, исполненной движения и гармонических связей:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык. 

Жизнь природы проявляется прежде всего в смене дня и ночи. У Тютчева День и Ночь — это философские категории, а точнее, это особые миры: Ночь оказывается подлинной реальностью, связанной с первозданным Хаосом, это изначальное и таинственное бытие. День исполнен радости, но он — лишь иллюзия:
День — сей блистательный покров,
День — земнородных изумленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов.
Но меркнет День, настала Ночь.
Пришла — и с мира рокового Ткань благодатную покрова Сорвав, отбрасывает прочь.



Итак, подлинной жизнью является жизнь ночная, та жизнь, в которой «хаос шевелится». Чувство внутренней тревоги, тоски выливается в образы бездны, пропасти, оторванной от родного берега льдины... И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами — Вот отчего нам ночь страшна. Философия Ф. И. Тютчева гуманистична, потому что в центре ее — личность. Отчуждение человека от других людей рождает трагическое мироощущение. Особенно ярко подобные мысли запечатлены в стихотворениях «Silentium!», «Душа моя, Элизиум теней...» и других. Отдельный человек кажется странником, жизнь его потеряла устойчивость, определенность, он несется по миру, гонимый неутоленной тоской, жаждой забвения. Рвутся привычные связи, нет своего угла, нет пристанища одинокой душе. В этой ситуации поэт видит нечто фатальное: Из края в край, из града в град Могучий вихрь людей метет, И рад ли ты, или не рад, Не спросит он... Вперед, вперед! Разобщенность, одиночество осознаются поэтом как проклятие и мука многих (стихотворение «Слезы людские») Даже любовь не приносит радости, упоения, света (стихотворение «Предопределение»), Людьми владеют страсти, и эти страсти слепы. И потому чувства людей «убийственны», они губят жизни, разрушают судьбы. Трагическим пафосом проникнут «денисьевский» цикл интимной лирики Ф. И. Тютчева. Боль о человеческой личности делает Ф. И. Тютчева подлинным гуманистом. Недаром Ф. М. Достоевский называл его стихи «зеркалом души». Страдание, борьба противоположных начал служат утверждению духовной силы человека. Ф. И. Тютчев — поэт трагического мировоззрения. Он предчувствовал грандиозные исторические потрясения. Это роднит Тютчева с лириками конца XIX — начала XX века.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Тютчев > Философская глубина и гуманистическая основа лирики Ф И Тютчева