Философская лирика Ф И Тютчева - сочинение

Федор Иванович Тютчев — первый в истории русской литературы поэт, центральной темой творчества которого являются «предельные основания бытия», общие вопросы мироустройства. Тютчев не ставил перед собой задачу последовательного воплощения в стихах какой-либо определенной философской системы; его лирический герой стремится не столько высказать ту или иную сумму идей, обосновать ту или иную концепцию, сколько выразить собственную, глубоко индивидуальную «философскую тревогу»; он задается «проклятыми», не имеющими ответа вопросами: что есть человек? Для чего он заброшен в мир? Если мы являемся лишь «грезами природы», то для чего сотворена сама природа? В чем загадка природного бытия? Драматическое ощущение бесперспективности философского поиска нашло отражение в знаменитом тютчевском четверостишии:
Природа — сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней.
Сфинкс — это мифологическое чудовище, которое, согласно античным источникам, загадывало людям, проходившим мимо него, загадки и убивало всех, кто не мог их разгадать. Тютчевская «природа-сфинкс» более жестока, чем ее мифологический прообраз: губя «своим искусом» человека, она не дает ему шанса на спасение — ведь «загадки нет и не было у ней».
Тютчев «последовательно противоречив» в своей философской позиции относительно сущности природного бытия — прежде всего, в вопросе о том, обладает ли природный мир способностью к диалогу, обращен ли он к человеку.
С одной стороны, автор указывает на наличие в природе высших духовных начал:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
В ряде тютчевских стихов природа (прежде всего, в той ее части, что непосредственно открывается человеку в земных пейзажах и становится объектом его эстетических переживаний) действительно одушевлена, очеловечена: ручьи гласят и предвещают, родник шепчет, вершины берез бредят, море ходит и дышит, поле отдыхает.
С другой стороны, автор говорит о глухоте природы к мольбам своих детей, о ее равнодушии как к смерти человека, так и к его страданиям и страстям, об изначальной отделенное™ вечного и безликого бытия природы от мимолетной и «призрачной» жизни людей, вновь и вновь свершающих «свой подвиг бесполезный».
В своей философской лирике, в частности в одном из последних своих стихотворений «От жизни той, что бушевала здесь...», Тютчев вступает в полемику с поэтами предшествующих поколений, прежде всего с Пушкиным.
Сравним стихотворение Тютчева с тематически близкой ему философской элегией Пушкина «Вновь я посетил...». Как и Тютчев, Пушкин пишет о неумолимом беге отведенного человеку времени («...много переменилось в жизни для меня», «...сам... переменился я», «...уже старушки нет»), о величественной неспешности природы («...кажется, вечор еще бродил я в этих рощах»); как и Тютчев, обращается к выразительному образу дерева, но приходит к иным философским выводам.
У Пушкина с образами деревьев связывается идея преемственности поколений, идея бессмертия всякого бытия — и природного, и человеческого. Дерево продолжает себя в других деревьях: «младая роща», «зеленая семья» теснится близ «устарелых» корней старых сосен. Так и человек не умирает в своих потомках, отсюда оптимизм заключительной части стихотворения:
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий, поздний возраст...
Тютчевские же деревья олицетворяют бесстрастность, самодостаточность природы, ее равнодушие к духовной жизни людей: «Красуются, шумят, — и нет им дела, / Чей прах, чью память роют корни их». Природа, по Тютчеву, превыше и любви, и памяти, и самого человека — как творец превыше своего творения:
...перед ней мы смутно сознаем Себя самих — лишь грезою природы.



Здесь, как и в ряде других стихотворений, звучит мотив хаоса (бездны) — один из ключевых мотивов тютчевской лирики. С античных времен мифологический образ Хаоса (буквально «зев», «зияние») воплощает идею абсолютного «ничто», пустоты, из которой все возникает и куда все возвращается. Развитие идеи порождающего и поглощающего хаоса мы находим у Тютчева: Природа знать не знает о былом... Поочередно всех своих детей, Свершающих свой подвиг бесполезный, Она равно приветствует своей Всепоглощающей и миротворной бездной. В творческом наследии Тютчева есть немало светлых и радостных стихотворений, в которых выражены благоговейные, восторженные чувства, вызванные красотой мира («Весна», «Летний вечер», «Утро в горах», «Нет, моего к тебе пристрас- тья...», «Зима недаром злится...»). Такова знаменитая «Весенняя гроза», наполненная торжествующими интонациями, ликующим звучанием симфонии красок и звуков, энергией обновления жизни: Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. Однако у Тютчева это, по выражению критика В. Н. Касаткина, лишь «первый акт» драмы. Бытие человека в мире, бытие самой природы воспринимаются поэтом как пролог к неотвратимой катастрофе. Отсюда трагизм звучания таких стихотворений поэта, как «Видение» (1829), «Бессонница» (1829), «Как океан объемлет шар земной» (1830), «Сон на море» (1833). Сквозные мотивы этих стихов — сон и ночь: «...есть некий час, в ночи, всемирного молчанья», «...тогда густеет ночь, как хаос на водах», «...томительная ночи повесть», «...земная жизнь кругом объята снами», «...ночное небо так угрюмо». В «Бессоннице» Тютчев рисует образ времени, описывает его «глухие стенания». «Часов однообразный бой», «металла голос погребальный» — это язык времени, «равно чужой и внятный каждому». Напоминание о неумолимом движении времени заставляет человека увидеть себя стоящим «на краю земли», ощутить свое одиночество в мире («...мы... покинуты на нас самих»). «На краю земли», над бездной стоит не только человек, но и человечество в целом. «...Мы плывем, пылающею бездной / Со всех сторон окружены», — говорит Тютчев в стихотворении «Как океан объемлет шар земной...». Путь жизни есть путь в никуда; небытие — последнее пристанище и человека, и природного мира. Эта мысль выражена в стихотворной философской миниатюре «Последний катаклизм»: Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них!






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Тютчев > Философская лирика Ф И Тютчева