Ф И Тютчев «Не то что мните вы природа » - сочинение

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве Игрою внешних, чуждых сил?..
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
А жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили,
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит И голос матери самой!
Стихотворение «Не то, что мните вы, природа...», написанное в апреле 1836 года, было произведением, вместе с которым вся поэзия Тютчева впервые получила настоящее признание. Современники вспоминали о том «изумлении и восторге», с каким о стихах Федора Ивановича отзывался Пушкин. Н. А. Некрасов назвал тютчевскую лирику одним из «немногих блестящих явлений» русской поэзии.
Эпоха «бурь гражданских и тревоги» стала социальноисторической почвой, на которой «взращивалось» лирическое творчество поэта. Анализируемое стихотворение подтверждает мнение исследователей о том, что поэзия Тютчева — философична. Однако автор прежде всего был художником. В поэтические образы он облекал лишь то, что было передумано и перечувствовано им самим. Сущность этого творческого процесса прекрасно определил И. С. Тургенев: «Каждое его стихотворение начиналось мыслею, но мыслею, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления, вследствие этого... мысль Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сживается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проницает нераздельно и неразрывно».
Стихотворение «Не то, что мните вы, природа...», с одной стороны, тяготеет к одической поэзии, для которой был характерен интерес к человеческому и божественному, к теме «человек и вселенная». Есть в нем и традиции элегии, созданной В. А. Жуковским. При этом стихотворение не заимствует ни ту, ни другую форму, а сориентировано на жанр фрагмента, отрывка. Такого рода композиция позволила выразить идею незавершенности размышления, призвать к открытому обсуждению темы. С другой стороны, стихотворение являет собой своеобразный лирический дневник, в котором «заложена» не только рефлексия поэта, но и его интуиция:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,



В ней есть любовь, в ней есть язык... Для Тютчева не существует отчетливой границы между природой и сознанием человека, а явления природы воспринимаются как знаки таинственной силы человече ского духа. Вместе с тем приближение к тайне не влечет за собой ее полного раскрытия: человек всегда вынужден останавливаться перед завесой, отделяющей познание от непознанного: Вы зрите лист и цвет на древе: Иль их садовник приклеил? Иль зреет плод в родимом чреве Игрою высших, чуждых сил?.. Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах. Природа не предстает просто как пейзаж, как фон. Она одушевлена в отличие от тех, кто не чувствует, не может, не хочет почувствовать душу и жизнь окружающего мира и, возможно, с иронией воспримет тютчевское глубокое убеждение в том, что у природы есть «душа», «любовь», «язык». Форма отрывка, фрагмента развила в лирике поэта особые композиционные приемы, к которым прибегает автор. Это антитеза*, симметрия и асимметрия, обрамляющий повтор. Так, повторяющиеся части строк анализируемого стихотворения и форма отрицания, заключающего в себе на самом деле утверждение, позволяют подчеркнуть основную, доминирующую тему. Антитеза* организует повествование так, что Тютчев последовательно доказывает живущим в этом мире «впотьмах» сколь многого они себя лишили: Лучи к ним в душу не сходили, Весна в груди их не цвела, При них леса не говорили, И ночь в звездах нема была! Стихотворение, кроме прочего, заключает в себе ситуацию диалога*, полемики* с воображаемым собеседником: Не их вина: пойми, коль может, Органа жизнь глухонемой! Души его, ах! не встревожит И голос матери самой!.. Критики подчеркивали стремление тютчевской поэзии к симметрии в идее и ее изложении, к симметрии в форме. Так, «Не то, что мните вы, природа...» представляет собой шестистрофную конструкцию, отражающую симметричность построения стиха. Особенный авторский стиль сочетает высокие (одические*) интонации с элегическими, архаическую и книжную лексику с «натуральной»: «дерево», «чрево». Следуя В. А. Жуковскому, Тютчев обыгрывает предметные значения слов, переносит внимание на их эмоциональную нагрузку, смешивает зрительные образы со слуховыми: И языками неземными, Волнуя реки и леса, В ночи не совещалась с ними В беседе дружеской гроза! Риторические вопросы, восклицания, многоточия, обращения, сложные эпитеты делают каждое стихотворение Тютчева уникальным.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Тютчев > Ф И Тютчев «Не то что мните вы природа »