Сочинения > Тютчев > Ф И Тютчев «Не то что мните вы природа »
Ф И Тютчев «Не то что мните вы природа » - сочинение


СТИХОТВОРЕНИЕ Ф. И. ТЮТЧЕВА «НЕ ТО, ЧТО МНИТЕ ВЫ, ПРИРОДА...»
Анализ стиха Ф.И.Тютчева «Не то, что мните вы, природа...»
Стихотворение Ф. И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа...» (восприятие, истолкование, оценка)



Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве Игрою внешних, чуждых сил?..
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
А жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили,
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит И голос матери самой!
Стихотворение «Не то, что мните вы, природа...», написанное в апреле 1836 года, было произведением, вместе с которым вся поэзия Тютчева впервые получила настоящее признание. Современники вспоминали о том «изумлении и восторге», с каким о стихах Федора Ивановича отзывался Пушкин. Н. А. Некрасов назвал тютчевскую лирику одним из «немногих блестящих явлений» русской поэзии.
Эпоха «бурь гражданских и тревоги» стала социальноисторической почвой, на которой «взращивалось» лирическое творчество поэта. Анализируемое стихотворение подтверждает мнение исследователей о том, что поэзия Тютчева — философична. Однако автор прежде всего был художником. В поэтические образы он облекал лишь то, что было передумано и перечувствовано им самим. Сущность этого творческого процесса прекрасно определил И. С. Тургенев: «Каждое его стихотворение начиналось мыслею, но мыслею, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления, вследствие этого... мысль Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сживается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проницает нераздельно и неразрывно».
Стихотворение «Не то, что мните вы, природа...», с одной стороны, тяготеет к одической поэзии, для которой был характерен интерес к человеческому и божественному, к теме «человек и вселенная». Есть в нем и традиции элегии, созданной В. А. Жуковским. При этом стихотворение не заимствует ни ту, ни другую форму, а сориентировано на жанр фрагмента, отрывка. Такого рода композиция позволила выразить идею незавершенности размышления, призвать к открытому обсуждению темы. С другой стороны, стихотворение являет собой своеобразный лирический дневник, в котором «заложена» не только рефлексия поэта, но и его интуиция:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,



     
     



В ней есть любовь, в ней есть язык...
Для Тютчева не существует отчетливой границы между природой и сознанием человека, а явления природы воспринимаются как знаки таинственной силы человече 
ского духа. Вместе с тем приближение к тайне не влечет за собой ее полного раскрытия: человек всегда вынужден останавливаться перед завесой, отделяющей познание от непознанного:
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве Игрою высших, чуждых сил?..
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах.
Природа не предстает просто как пейзаж, как фон. Она одушевлена в отличие от тех, кто не чувствует, не может, не хочет почувствовать душу и жизнь окружающего мира и, возможно, с иронией воспримет тютчевское глубокое убеждение в том, что у природы есть «душа», «любовь», «язык».
Форма отрывка, фрагмента развила в лирике поэта особые композиционные приемы, к которым прибегает автор. Это антитеза*, симметрия и асимметрия, обрамляющий повтор. Так, повторяющиеся части строк анализируемого стихотворения и форма отрицания, заключающего в себе на самом деле утверждение, позволяют подчеркнуть основную, доминирующую тему. Антитеза* организует повествование так, что Тютчев последовательно доказывает живущим в этом мире «впотьмах» сколь многого они себя лишили:
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили,
И ночь в звездах нема была!
Стихотворение, кроме прочего, заключает в себе ситуацию диалога*, полемики* с воображаемым собеседником:
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит И голос матери самой!..
Критики подчеркивали стремление тютчевской поэзии к симметрии в идее и ее изложении, к симметрии в форме. Так, «Не то, что мните вы, природа...» представляет собой шестистрофную конструкцию, отражающую симметричность построения стиха.
Особенный авторский стиль сочетает высокие (одические*) интонации с элегическими, архаическую и книжную лексику с «натуральной»: «дерево», «чрево». Следуя
В.	А. Жуковскому, Тютчев обыгрывает предметные значения слов, переносит внимание на их эмоциональную нагрузку, смешивает зрительные образы со слуховыми:
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними В беседе дружеской гроза!
Риторические вопросы, восклицания, многоточия, обращения, сложные эпитеты делают каждое стихотворение Тютчева уникальным.



Похожие сочинения


СТИХОТВОРЕНИЕ Ф. И. ТЮТЧЕВА «НЕ ТО, ЧТО МНИТЕ ВЫ, ПРИРОДА...»
Анализ стиха Ф.И.Тютчева «Не то, что мните вы, природа...»
Стихотворение Ф. И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа...» (восприятие, истолкование, оценка)

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее