Сочинения > Тютчев > Ф И Тютчев «Фонтан»
Ф И Тютчев «Фонтан» - сочинение


Бахчисарайский фонтан ч2
Бахчисарайский фонтан
Тютчев – поэт философ


Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной — И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден.
О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет?
Как жадно к небу рвешься ты!. Но длань незримо-роковая, Твой луч упорный преломляя, Свергает в брызгах с высоты.
Важным моментом творческой биографии Федора Ивановича Тютчева стала публикация большой подборки его стихов в пушкинском журнале «Современник» за 1836 год под общим заголовком «Стихотворения, присланные из Германии» за подписью «Ф. Т.». Среди них оказалось и стихотворение «Фонтан».
П. А. Вяземский передал стихи В. А. Жуковскому, и оба поэта высоко оценили своеобразную прелесть «свежей» поэзии и с лестными рекомендациями представили их Пушкину. Он выбрал 24 стихотворения вместо 5—6, как обычно. После смерти Пушкина активность тютчевских публикаций сходит на нет. Его имя забывается. Однако в 1850 году выходит статья Н. А. Некрасова «Русские второстепенные поэты», заключавшая в себе очерк о Тютчеве, о том, что волей обстоятельств он оказался в категории малоизвестных российскому читателю авторов. Некрасов, в свою очередь, ставит лирика в один ряд с великими поэтами земли русской: А. Пушкиным, М. Лермонтовым. Некрасов берет на себя заботу о судьбе поэта, возвращает его литературе.
Стихотворение «Фонтан» является свидетельством того, что Тютчев, как автор, — вполне сформировавшаяся поэтическая индивидуальность. Его стих проникнут особой гармонией, нередко именуемой «гармонией в стихийных спорах».
Поэзию Тютчева принято называть философской, принимая во внимание планетарность мышления поэта, космическую масштабность образов.
В «Фонтане» проявилось ощущение автором не только своего ограниченного временем и пространством существования, но и «божеско-всемирная» жизнь природы вообще. Как и в других произведениях, где день противопоставлен ночи, север — югу, зима — весне, в этом стихотворении яркая, сияющая, живая, огнецветная жизнь фонтана противопоставлена тому моменту, когда это движение «ниспасть на землю» осуждено:
Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым.



     
     



Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден.
Ф. И. Тютчев по справедливости считается мастером «пейзажа в стихах». Но сравнительно редко пейзаж дается поэтом сам по себе. Лирику в высокой степени доступна передача эмоционального ощущения, вызываемого в человеке явлениями внешнего мира. Наверное, поэтому каждую весну Л. Н. Толстой повторял тютчевские строки: «Как ни гнет рука судьбины...» А Некрасов писал по поводу стихотворения «Весенние воды»: «Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе, как будто несколько лет свалилось с плеч долой». Так и в «Фонтане» необычный, но любимый еще Пушкиным образ разноцветной, многоликой воздушной струи, устремленной ввысь, к небу, служит поэту средством для воплощения его дум о человеке. Не так ли и он, человек, стремится в своей жизни достичь вершины, причем желает воплотить задуманное быстро, стремительно, красиво, т. е. таким образом, чтобы вызвать восторг, удивление окружающих.
Композиционно-смысловая параллель указывает на переносный, иносказательный, связанный с внутренним миром человека смысл:
Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя метет?
Как жадно к небу рвешься ты!..
Очевиден и смысловой подтекст в строках о невозможности «прыгнуть выше головы». Человек хоть и творец своей судьбы, но и у человека есть свой творец:
Как жадно к небу рвешься ты!..
Но длань незримо-роковая 
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
Мастерство Тютчева бесспорно. Стихотворение не только совершенно в плане смысловом, содержательном, но и художественном. Зрительное воплощение нарядности фонтана, его гордой красоты, устремленности в запретное рисуется сложными определениями («огнецветныв», «незримо-роковой»). Но в не меньшей степени поэт обладает отчетливостью, тонкостью, музыкальностью слуха («дробится», «свергает»). Слова и создают тональную цветовую гамму стиха, и передают нарастающий шум «водомета», струи, затихание шума, когда фонтан поднялся ввысь, и шлепающий звук падающих вниз струй. Будучи романтиком, Тютчев не ослаблял внимание к конкретным деталям, передающим скрытый замысел.
Интересна и система звуков, продуманная автором «Фонтана». Часть стиха, в которой описывается стремление фонтана ввысь, вокальна. Кажется, гласные звуки подобраны так, чтобы передать мозаику, игру цвета и света. Финальная часть — падение воды — выписана строже: сочетания согласных, которые читаются медленнее, труднее, передают упорство. Окраска стиха вопрошаю- ще-восклицательная и многозначительная. Некрасов особой заслугой лирика считал тютчевское умение «живо, грациозно, пластически верно изображать внешний мир, подмечая в нем те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собой данная картина». Стихотворение вызывает желание думать, взвешивать свою жизнь, свои планы.



Похожие сочинения


Бахчисарайский фонтан ч2
Бахчисарайский фонтан
Тютчев – поэт философ

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее