👍Сочинение Ф Тютчев «Я знаю в праосени пору» Тютчев
Ф Тютчев «Я знаю в праосени пору» - сочинение

Цель: ознакомить с жизнью и творчеством поэта, помочь осознать красоту, художественное мастерство его стиха «Я знаю в праосени пору...»; развивать навыки выразительного чтения, анализа лирических произведений, умение высказывать собственные мысли и впечатления от прочитанного, выделять художественные средства выразительности; воспитывать любовь к природе, к поэтическому слову; эстетичные вкусы.

Оборудование: портрет писателя, сборник его произведений, пейзажные картины, фотоматериалы, аудио - и видеозаписи.

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности школьников.

- Природа, разные времена года всегда вдохновляли поэтов, музыкантов, художников на создание шедевров. Кстати, среди них были не только художники, а и уважаемые ученые, государственные деятели, дипломаты. Название одного - Федор Иванович Тютчев, с жизнью и творчеством которого мы познакомимся на сегодняшнем уроке. Много поколений люди получают настоящее наслаждение, знакомясь с поэзией русского поэта. Надеюсь, что и вас она не оставит равнодушными.

II. Объявление темы и цели урока.

III. Актуализация опорных знаний.

1. Выразительное чтение (или рассказ наизусть) стих М. Лермонтова «Из Гете», высказывание своего впечатления о нем, частичный анализ.

2. Поисково-исследовательская задача.

Выпишите поэтические образы в стихе Лермонтова и в его переводе Т. Масенко; сделайте сравнительный анализ и выводы.

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

1. Выразительное чтение (или самостоятельная работа с учебником).

Чтение статьи о Ф. Тютчеве (С. 192 - по учебнику Ю. И. Колбасенко, Л. В. Колбасенко; С. 169-171 – по учебнику Е. Волощук).

2. Выразительное чтение стиха Ф. Тютчева «Я знаю в праосени пору...» на языке оригинала и в переводе.

3. Словарная работа.

Оригинал.

    Дивная - удивительная; лучезарные - которые сияют от солнца, которое заходит за горизонт; серп - старинное орудие работы для срезания колосков (маленькая коса); праздной - которая отдыхает, не работает; борозда - канавка, которая образовывается, когда пашут землю; боле - больше; лазурь - густая голубизна, яркий голубой цвет. Перевод Праосень - здесь, возможно, имеется в виду вечная осень, которая была от начала мира; стерня - нижняя часть колоска, которая осталась на поле после собирания хлеба; напрасная - здесь: которая напрасно простаивает, не работает. 

4. Обмен впечатлениями о стихе.

Эвристическая беседа.

Y какой поре осени речь идет, какие народное и поэтическое названия она имеет, почему? (Начало осени, золотая осень, «бабье лето»).

Заметно ли присутствие человека в этой пейзажной картине и как именно? (Да. В строке «где серп гулял и падали колосья» речь идет о неутомимой работе людей на поле).

Какая деталь указывает именно на пору «бабьего лета»? (Паутина, которая летает в воздухе).

С помощью каких художественных средств создается такая замечательная пейзажная картина? (Эпитетов: чистый воздух, день прозрачный, мирная борозда, голубизна прозрачная и тепла, поле утомлено и тихое;

Метафор (олицетворение): вечер зовет, серп гулял, голубизна льется, утомленное поле; сравнение: паутина, будто тонкие волосы).

Какое настроение имеет поэзия Ф. Тютчева? (Кроткое, умиротворенное; создается ощущение удовлетворения от выполненной обязанности - и у человека, и в природе).

5. Задача поисково-исследовательского характера.

(выполняется в группах).

I группа выписывает все глаголы из стиха и определяет, какой характер имеет пейзаж.

Ожидаемый ответ:

— Глаголы: знаю, зовет, гулял, падало, блестит, слышать, льется. Их немного — 2-3 на строфу, что свидетельствует о статическом пейзаже. Перед читателем возникает трепетная поэтическая картина. Это придает ей особой привлекательности и неповторимости.

II группа анализирует наличие присутствия в произведении человека и «очеловеченных» образов.

Ожидаемый ответ:

— «Я» — автор или лирический герой; упоминается работа людей в недавнем прошлом — собирание урожая: «серп гулял и падали колосья», «пусто на стерне», «борозда» (после пахоты); само поле «очеловечено» — утомленное. Создается впечатление полнейшего единения человека и природы.

III группа выписывает приметы реальной осени, делает вывод о наблюдательности автора, знание им природы.

Ожидаемый ответ:

— Воздух чистый, день прозрачный, паутина... блестит, не слышно птиц, голубизна прозрачная

И теплая (небо голубое, высокое, сияет солнце).

Поэт очень наблюдательный, хорошо знает и понимает природу.

V. Закрепление знаний, умений и навыков.

• Прочитайте выразительно еще один стих Ф. Тютчева и на его основе и на основе поэзии «Я знаю в праосени пору...» составьте «психологический портрет» автора, т. е. дайте характеристику писателю.

1) Весенние воды.

2) Лежат в поле еще снега,

3) А воды весенние шумят.

4) И сонные бурят берега,

5) Бегут, и играют, и звенят.

6) Они звенят на все концы:

7) «Идет весна, идет весна!

8) Весны мы юной гонцы,

9) Вперед послала нас она».

10) Идет весна, идет весна!

11) За ней льется серебряное пение,

12) То польется вслед гурьба громкая

13) Майских дней, веселых дней.

14) (Ф. Тютчев, перевод М. Рыльского).

Ожидаемый ответ:

— Поэт любит природу, любуется ею, она для него — источник вдохновения; впечатлительный, уважает людей работы, наблюдательный, жизнерадостный.

VI. Домашняя задача.

Научиться выразительно читать, анализировать стих Ф. Тютчева «Я знаю в праосени пору...», выучить наизусть; подобрать стихи других поэтов об осени.

VII. Итог урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите фразу.

• мне понравилось...

• мне запомнилось...

• Я тоже люблю...







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Тютчев > Ф Тютчев «Я знаю в праосени пору»