Во вступительной части моего сочинения следует определить, в каком смысле нам понимать слова «хаос» и «космос» в контексте поэзии Тютчева. «Хаос» - это трагический образ космического первоединства, начало и конец всего, смерть всего живого и одновременно источник всякого развития. Хаос неупорядочен, всемогущ и безлик. «Космос» - это мироздание, то есть целостная, упорядоченная система или разумное существо, которое является вместилищем ума, души, тела. Теперь позвольте перейти к теме сочинения. Тютчев был поэтом, в творчестве которого соединились величайшая яркость поэзии с исключительной силой и богатством ее лирико-музыкального элемента. Первая черта лирических произведений Тютчева - всеобщее предметное чувство, носящее космический характер. Простой поэт мог бы ощущать все явления предметного мира в себе и тешить себя мыслью, что природа откликается на его настроения души. Тютчев же чувствовал себя неотъемлемой частицей мира. Для него все чувства и настроения - проявления космического бытия как такового, а не только поэтическая фантазия. Природа - комплекс живых страстей, сил, чувств, а отнюдь не мертвый материал, который послушен воле художника: Не то, что мните вы, природа - Не слепок, не бездушный лик: В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Даже перипетии личной жизни представляются поэту проявлением бытия и чувств всего космоса, внешний свет природы становится внутренним светом разума и поэтического сознания. У Тютчева душа «бьется на пороге как бы двойного бытия», порыв радости представляется как проникновение стихии в душу человека («как бы эфирною струею по жилам небо потекло»), старческая любовь есть «вечерняя заря на потухшем небе», страстное томление юной девушки - рождающееся сгущение атмосферы перед грозой, а слезы - «капли дождевые зачинающей грозы». Восприятие подлинной природы чувства поэт переносит в категорию космического порядка. В стихах Тютчева заключена поэтическая «религиозная философия». Она проявляется в общности и вечности ее тем - смена времен года, дня и ночи, света и тьмы, любви и охлаждения. Даже отдельные переживания связываются с общим катаклизмом, за которым открывается космическая сторона жизни. Часто поэт прямо указывает на вмешательство свыше, например, гроза - проявление демонических сил: Одне зарницы огневые Воспламеняясь чередой, Как демоны глухонемые Ведут беседу меж собой... Иногда он указывает на вмешательство внешних сил в нашу жизнь посредством эпитетов, зачастую парадоксальных: «звучные волны ночи», «гремящая тьма», «поющие деревья». Тютчев даже в разрозненных моментах обнаруживает проявления вечных начал космоса. Таков поэтический пантеизм, то есть признание в мире видимом невидимого духовного начала, которым движут мотивы двойственного порядка: День - сей блистательный покров, День - земнородных оживленье... Но меркнет день, настала ночь... Тютчевская «ночь» - это сверхъестественная сила, которая Ткань благодатную покрова, Собрав, отбрасывает прочь. И бездна нам обнажена, С своими страхами и мглами, И нет преград меж ней и нами: Вот отчего нам ночь страшна. День и ночь - символы двух различных стихий космоса, светлого и темного начала. Ночь, темнота, вселенский мрак - названы Тютчевым хаосом. Поэт взывает к ветру: О, страшных песен сих не пой Про древний хаос, про родимый!.. О, бурь уснувших не буди: Под ними хаос шевелится!.. Жизнь космоса - непрерывная борьба светлого звездного начала с хаосом мрака. Вселенское бытие разделено и связано, как порядок и хаос, свет и мрак, день и ночь, лето и зима. Не только светлый порядок, но и хаос божественен и прекрасен: «родимый хаос», «святая ночь». Борьба между идеальным и демоническим началом хаоса идет и в самой человеческой душе: Поиск В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений Сочинения > Тютчев > Хаос и космос в лирике Тютчева (Сочинение размышление на литературно философскую тему) |