Художественное совершенство стихотворений Ф И Тютчева - сочинение

Тема. Психологическая правда в раскрытии человеческих чувств. Художественное совершенство стихотворений Ф. И. Тютчева; богатство смысловых оттенков слова

Цели: формировать и совершенствовать умение раскрывать художественные особенности стихотворений Тютчева, сопоставлять их с музыкальным воплощением; развивать умение передавать своё впечатление от чтения стихотворений, раскрывая их философскую глубину; воспитывать потребность в постоянном чтении поэзии.



Оборудование: портрет Ф. И. Тютчева; романс неизвестного автора на стихи Тютчева «Я встретил вас…»; выставка иллюстраций и коллажей учащихся; эпиграф на доске. У Тютчева… поэзия была той психической средой, сквозь которую преломлялись сами собой лучи его мысли и проникали на свет Божий уже в виде поэтического представления. У него не то что мыслящая поэзия,— а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее,— а мысль чувствующая и живая.



ХОД УРОКА I.

Организационный момент 1. приветствие учителя 2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности Обращение к эпиграфу урока, толкование его смысла III.

Реализация домашнего задания 1.

Литературно-поэтическая композиция Методический комментарий. Композиция составляется на основе подготовленного наизусть чтения стихотворений, самостоятельно выбранных учащимися, после краткой беседы с ними перед уроком. Другой путь — опережающее

Домашнее задание с указанием стихотворений для заучивания.

2. представление учащимися иллюстраций и коллажей к стихотворениям Тютчева IV. Аналитически-исследовательская работа 1. Справочно-информационное слово учителя Адресаты любовной лирики Ф. Тютчева Элеонора Тютчева — первая жена поэта. Она умерла в 1838 году вскоре после пожара на пароходе «николай I», где она находилась вместе с детьми.

нервное напряжение подорвало её здоровье, и Тютчев, переживая её смерть, поседел за одну ночь. Стихи, посвящённые её памяти: «ещё томлюсь тоской желаний…

» (1848) и «В часы, когда бывает…» (1858). Эрнестина Фёдоровна Дёрнберг — вторая жена поэта. Стихи: «1-е декабря 1837 г.», «С какою негою, с какой тоской влюблённой…», «не знаю я, коснётся ль благодать… », «Она сидела на полу…

». Е. а. Денисьева, с которой Тютчев сблизился в 50-е годы. любовные потрясения и ранняя смерть Денисьевой тяжело запечатлелись в его душе и породили цикл стихотворений, которому по психологической глубине и тончайшим душевным переживаниям нет равных в мировой любовной лирике. В стихотворениях «денисьевского» цикла исключительно сильно изображено чувство последней, прощальной любви: «О, как убийственно мы любим…», «не раз ты слышала признанье…

», «Предопределение», «не говори: меня он, как и прежде, любит…», «есть и в моем страдальческом застое…

», «Последняя любовь». Амалия фон лерхенфельд, в замужестве баронесса Амалия Максимилиановна Крюднер. Первая любовь Тютчева. раннее стихотворение «Я помню время золотое…

» (1836) и позднее — «К. Б.» — «Я встретил вас — и всё былое…» (1870). 2.

анализ стихотворения «о, как убийственно мы любим…» (1851) ♦ Прочитайте стихотворение про себя.

Какое настроение вы почувствовали? ♦ Какой глубинный парадокс открывает Тютчев в любви? Почему человек обречён губить то, что всего милей его сердцу?

♦ В чём лирический герой стихотворения видит свою вину перед возлюбленной? Какой смысл в том, что поэт вводит в стихотворение образ «двойника» лирического героя, который судит его, открывает ему всю тяжесть вины? Š Почему его любовь принесла женщине лишь страдания?

Š Исследуйте лексику, характеризующую три ключевых образа стихотворения: Он, Она, толпа. Сделайте вывод о губительном влиянии любви на людей, если в неё вмешивается мораль толпы. Существительные, прилагательные Буйная слепость, страсти, сердце, победа, встреча роковая, сон, северное лето, мимолетный гость розы ланит, улыбка уст, блеск очей, слёзы, горючая влага, волшебны взоры, смех младенчески живой, судьбы ужасный приговор, незаслуженный позор, отреченье, страданье, мученье, пепл, боль злая, боль ожесточенья, боль без отрады и без слез толпа, грязь Глаголы, глагольные формы, наречия Убийственно любим, губим, гордясь Уцелело, девались, опалили, выжгли, изменили, дико стало, ушло нахлынув, втоптала Вывод. Главное чувство лирического «я» этого стихотворения — чувство вины перед женщиной, которой его любовь принесла лишь роковые испытания. любящая женщина для поэта — безупречно чиста, но их страсть оказывается трагической и несёт ей лишь страдания. Многомерным оказывается в этом стихотворении слово «убийственно», в котором сочетаются и сила любви (в значении «очень сильно»), и мотив насильственной смерти («способно убить»).

Форма слова фонетически ассоциируется с одной из библейских заповедей — «не убий!», нарушение которой делает вину лирического героя ещё более тяжкой. то, что поэт употребляет в стихотворении форму местоимения «я» во множественном числе — «мы», подчёркивает обобщённый характер изображаемого чувства и возводит любовные отношения в ранг всеобщей трагедии, всеобщего закона.

Образ «двойника» лирического героя — его совесть, внушающая чувство вины. О себе герой говорит в формах второго лица: «ты», «вашей встрече», «твоя любовь», употребляет по отношению к самому себе повелительное наклонение («спроси», «сведай») и вопросительные конструкции («что уцелело? », «куда девались?

», «помнишь ли?», «что ж теперь?»). любовь, по мнению Тютчева, слепа, как все человеческие страсти, она — порождение хаоса, тёмных грозных стихий. Поэтому влюбленному человеку «не дано предугадать» последствий своего чувства и самые нежные отношения в определённых обстоятельствах могут обернуться катастрофой и привести к гибели, прежде всего, гибели души. 3.

анализ стихотворения «К. Б.» («Я встретил вас…») (1870) Учитель. Представьте себе солнечный осенний день, запущенный сад с длинными аллеями старых деревьев, корни которых, сплетаясь, вьются по дорожкам. Деревья стоят, усыпанные золотом листвы. на небе ни облачка.

на одной из аллей стоят двое: зрелая женщина с волосами цвета ржи и бездонными голубыми глазами и темноволосый мужчина. Это Тютчев и амалия Крюденер. Они ничего не говорят, только смотрят друг другу в глаза, но этот безмолвный разговор значит для них многое. Стихотворение «Я встретил вас…

», написанное под впечатлением от подобной встречи, было замечено многими русскими композиторами; послушайте романс неизвестного композитора в исполнении И. Козловского.

Š Какие чувства вызывает у поэта встреча с любимой? Š Как соотносится мир души лирического героя и мир природы? Š Какую роль играет время года в стихотворении? Š Как отражается в стихотворении образ времени? Š Что в жизни лирического героя является воспоминанием, а что реальностью?

Что необходимо для гармонии прошлого и настоящего? Š Какой философский подтекст имеет стихотворение? аргументируйте свою точку зрения. Вывод. За плечами лирического героя целая жизнь. Он ощущает своё сердце отжившим, и только мимолетная встреча с ней рождает в его душе былые чувства. Эти чувства подобны природе, в которой поздней осенью случайно выдаётся денёк, когда «повеет вдруг весною».

Воспоминание о весне юности помогает ощутить душевную полноту. Милые черты любимой заставляют вновь зазвучать в душе те струны, которые были заглушены долгие годы. теперь их звуки стали слышнее, и это признак неумирающей жизни, вселенской вечности бытия, озарённого любовью.

Стихотворение исполнено романтического пафоса, в нём преобладают взволнованность и приподнятое настроение. В тексте улавливаются пушкинские интонации, потому что лирический герой у Тютчева переживает состояние, близкое пушкинскому «чудному мгновенью». 4. обобщение Учитель. Любовь у Тютчева — это почти всегда трагедия, ведущая к безнадёжности и смерти, но именно любовь даёт человеку величайший душевный взлёт, ощущение счастья.

В любовной лирике человеческие чувства осознаются поэтом в контексте жизни Вселенной, тайн природы и человеческого бытия. Образная система лирики любви объединяет предметный реальный внешний мир и субъективные впечатления от этого мира, глубину эмоций мира внутреннего. Жизнь как философская категория, по мнению Тютчева,— это противоборство враждебных сил. И любовь как проявление жизни тоже не лишена противоречий и парадоксов.

Но именно любовь помогает преодолеть драматизм восприятия действительности, понять диалектику блаженства и безнадёжности. VI.



Подведение итогов урока. Рефлексия ♦ О каких философских вопросах вас заставила задуматься лирика Тютчева? ♦ Какая лирика Тютчева больше затронула ли вашу душу? VII.

Домашнее задание 1) Написать мини-сочинение «Каким я представляю лирического героя Тютчева».







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Тютчев > Художественное совершенство стихотворений Ф И Тютчева