Раскройте проблему борьбы добра и зла как движущей силы развития мира в трагедии «Фауст» Й В Гете - сочинение

Трагедия «Фауст» немецкого просветителя Й. В. Гете - плод его многолетней деятельности, результат раздумий над философскими проблемами бытия.

Одной из проблем трагедии является соотношение сил добра и зла, которые всегда существовали в мире.

В «Прологе на небах», завязке трагедии, утверждается фантастическая ситуация встречи Господа и его архангелов с Рафаэлем, которая приобретает символическое значение.

Основной предмет разговора - человек, кто он такой, какое его место в мире. В «Прологе на небе» высказываются противоположные мысли. Господь утверждает силу человеческой личности, ее способность к развитию, поиску смысла бытия:

    Он пока что в мороке блуждает,
    И я укажу ему к правде вход,
    Так как знает садовник, как деревце лелеет,
    Какой от него будет цвет и плод.

Рафаэль, конечно, говорит совсем другое. По его мнению, человек - «животное из животных», он не способен приблизиться к вершине духа.

Рафаэль выступает в трагедии символом зла. Он так говорит сам о себе: «Я - той силы часть, что делает лишь добро, желая лишь злого. Я же - часть от части лишь, что первое всем была, частичка моей тьмы, что свет привела». Сам Гете объяснял этот образ как «дух возражения».

В самом деле, Рафаэль воплощает в себе дух диалектического возражения. Это означает, что он не только уничтожает что-то несовершенное в жизни («возражает»), а и тем самым освобождает путь для совершенного.

Проблема борьбы добра и зла имеет библейскую основу. Люди постоянно оказываются в ситуациях морального выбора между добром и злом, Богом и дьяволом, светом и тьмой. И правильный выбор зависит не от внешних обстоятельств, а только от человеческой сущности, от силы человеческого духа.

Ситуация выбора является исходной ситуацией «Фауста». Не случайно в разговоре с учеником Рафаэль повторяет библейскую фразу: «Будете, как Бог, знать добро и зло». Выбор между добром и злом, духовным и телесным, жизнью и смертью, истиной и тьмой и определяет поиск героя трагедии.

Образы Господа и Рафаэля воплощают вечную борьбу Добра и Зла. Писатель показывает, что борьба ведется не только на земле, а и в сфере духовной - во внутреннем мире личности. Гете считал, что от результата этой борьбы зависит не только современное, а и будущее. Конечно, как писатель-просветитель, поэт верил в победу сил ума, добра, справедливости.

Вывод. Итак, в трагедии Гете «Фауст» одной из важных проблем является соотношение в мире добра и зла. Образами, в которых воплощается эта борьба, являются Господь и Рафаэль, встреча которых изображена в «Прологе на небах».

Господь считает человека той силой, которая способна изменить мир, усовершенствовать и улучшить его. Рафаэль возражает это. Его образ воплощает в себе дух «диалектики возражения». Как сила зла он уничтожает все, и вместе с тем освобождает путь для чего-то нового.

Борьба этих двух сил имеет библейскую основу и началась с истории грехопадения первых людей - Адама и Евы. Следствия борьбы наблюдаются не только в общественной жизни, а и во внутреннем мире человека, который является намного более сложным. И вместе с тем борьба между добром и злом является движущей силой жизни на земле, путем вечного усовершенствования.

Опорные слова: образы Господа и Рафаэля, добро и зло, философские проблемы бытия, «дух возражения», библейская основа, «диалектика возражения».







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Фауст > Раскройте проблему борьбы добра и зла как движущей силы развития мира в трагедии «Фауст» Й В Гете