Роль злого начала в исканиях и судьбе Фауста (по трагедии И В Гете «Фауст») - сочинение

С отрицанием, скептицизмом разум не враждебен: напротив, скептицизм служит его целям, приводя человека путем колебаний к чистым и ясным убеждениям.
Н. Чернышевский
Творчество И. В. Гете открывает собой новую страницу в истории мировой классической литературы. Его произведения отразили искания целой эпохи, они овеяны идеями борьбы с суевериями и предрассудками, с варварством и тиранией, наполнены сомнениями, отрицанием и глубокой верой в торжество человеческого разума.
На крутом историческом переломе XVIII—XIX веков, ознаменованном Великой французской революцией 1789—1794 годов, наблюдался необыкновенный взлет драматического искусства. Особенно значительны успехи драматической поэзии были в Германии. Целый ряд замечательных трагедий создает Ф. Шиллер, а Гете пишет свою знаменитую философскую трагедию «Фауст», в основу которой положено столкновение идей, принципов, мировоззрений и поиска истины.
Главный герой произведения — Фауст — искатель истины, который готов во имя ее на серьезные жертвы. В «Фаусте» Гете идеал счастья, доставляемого человеку знанием и трудом, торжествует над угрозой расплаты. И довольно сложная, но, бесспорно, важная роль в исканиях и судьбе Фауста принадлежит Мефистофелю.
С самого начала драмы ведется спор о человеке, о смысле его жизни, о его роли в этом бесконечном мире. Мефистофель дает человеку уничтожающую характеристику:
Бедняга человек!
Он жалок так в страданье...
С издевкой высказывается Мефистофель и о разуме человека: ... свойство это
Он на одно лишь смог употребить —
Чтоб из скотов скотиной быть!
Этому мнению противопоставлена вера Господа в то, что



... Чистая душа в своем исканье смутном Сознаньем истины полна! Так, Мефистофель, являясь воплощением сомнения, отрицания и разрушения, стремится сбить Фауста с его пути и повести «путем превратным за собою». Но удастся ли ему это? Заставит ли он Фауста произнести: «Остановись мгновенье, ты прекрасно!» — признав тем самым, что далее ему нечего искать, что все лучшее в жизни он уже увидел и познал?.. Ответы на эти вопросы дают нам те эпизоды, где Мефистофель выступает с осуждением действительности, дает меткую характеристику тогдашних наук, рассматривающих живую природу как нечто неизменное. Так, например, он дает насмешливые советы простоватому и глуповатому ученику: «держаться слова», так как ...Словами диспуты ведутся, Из слов системы создаются... Эта насмешка является утверждением идеи Фауста — не быть рабом пустых фраз в борьбе за истину. Мефистофель вступает в спор с Фаустом, иногда подшучивает над ним; он изысканно, лукаво беседуете Маргаритой, и все же не одерживает победы. В финале он проигрывает, так и не сумев доказать ничтожность человека. Его насмешки, циничное отношение к человеку и к жизни вызывают протест Фауста, желание спорить, бороться, отстаивая свои взгляды. Мефистофель является движущей силой в продвижении Фауста вперед, воодушевляет его на борьбу. И в конечном итоге подводит его к осознанию: Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идет на бой! Гете отвел Мефистофелю ведущую роль в произведении, наделил его скептицизмом и остроумием — чертами, присущими выдающимся мыслителям ХУНГ века. Сомнение и отрицание, утверждает автор в своем произведении, являются плодотворными, когда выступают одним из элементов познания этого мира. Таким образом, образ Мефистофеля отражает самую суть существования мира, в его противоречиях и вечной борьбе противоположностей.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Фауст > Роль злого начала в исканиях и судьбе Фауста (по трагедии И В Гете «Фауст»)