Спор о человеке в трагедии Гете «Фауст» - сочинение

«Пролог на небесах» открывается гимном могучей природе, вселенским просторам, вечному движению, гимном Солнцу и земле:
И с непонятной быстротой
Кружась, несется шар земной.
Чередуются ночной мрак и сияние дня, шумят приливы морей и порывы бурь. Все это подчинено таинственным законам природы.
Господь воплощает положительные, созидательные силы природы и человека. А Мефистофель отрицает и сомневается, не верит в торжество человеческого гения. О судьбе человека на земле должен поведать Мефистофель Господу. О возможностях человеческого разума и воли ведут они спор.
— Я вижу лишь одни страдания человека, — говорит Мефистофель, — разум не идет человеку впрок.
...свойство это
Он на одно лишь смог употребить —
Чтоб из скотов скотиной быть!—
иронически сокрушается Мефистофель.
Человек представляется ему нелепым кузнечиком, который бестолково мечется и неизбежно попадает в грязь. Мефистофель готов биться об заклад, что даже человек с высокими стремлениями, такого полета, как доктор Фауст, поддастся низменным соблазнам и свернет с пути, оставив свои искания.
Пока еще умом во мраке он блуждает,
Но истины лучом он будет озарен, —
отвечает Мефистофелю Господь. Он верит в человека. Эта вера самого Гете, вера просветителя в могущество разума, в конечную победу сознательного, гуманного начала.
Но победу надо завоевать. Спор не разрешен. Пусть ищет человек, пусть через страдания и сомнения движется к истине. В спутники Фаусту дан Мефистофель, «пусть возбуждает к делу».
У городских ворот народное гуляние. Гете колоритно представляет все слои немецкого общества. Здесь подмастерья и студенты, нищие и служанки, бюргеры и крестьяне. Поют хвастливую песню солдаты. И тут же степенный говор пожилых горожан. Они ведут разговор о местных новостях и о вестях издалека. Им любо послушать, как «где-то в Турции, в далекой стороне, народы режутся и бьются», а у себя дома бюргеры жаждут тишины:



Перевернись весь свет вверх дном, — Лишь здесь по-старому пускай Все остается. За городскими воротами уже зеленеет вечно молодая земля. Заливаются скрипки, пляшут крестьяне. Они узнают доктора Фауста, окружают его, ведут беседу. Сегодня праздник и можно забыть о всех бедах, которые преследуют бедный народ. Праздник весны, и люди вырвались из тисков средневекового города, который воплощает мрак средневековья: серые скучные дома, узкие неприглядные улицы, площади, где казнят виновных и невиновных. На этих же площадях разыгрывались представления в сезон ярмарок. Мефистофель, дух сомнения, возбуждающий к делу, явился в момент, когда в душе Фауста произошел перелом. Окунувшись в гущу народа, услышав голоса живой жизни, Фауст готов вступить на новый путь. На вопрос Фауста «Так кто же ты?» Мефистофель отвечает: ... Часть вечной силы я, Всегда желавшей зла, творившей Лишь благое. Мефистофель — искуситель, презирающий человека, не верящий в его силу, этим он чужд и враждебен Фаусту. Но Мефистофель умеет зорко видеть изнанку вещей, в нем кроется философ-скептик с критическим умом, и этим он дополняет Фауста. В уста Мефистофеля вложено немало истин, здравых суждений самого автора. Встреча с Мефистофелем ускоряет решение Фауста порвать с прошлым, выбраться из темной норы и вступить «в мир, где жизнь сверкает». Мефистофель предлагает, и Фауст согласен заключить с ним договор: ...Ну, по рукам! Когда воскликну я: «Мгновенье, Прекрасно ты, продлись, постой!» Тогда готовь мне цепь плененья, Земля, разверзнись предо мной! Фауст уверен, что он не закоснеет «на ложе сна, довольства и покоя». Не пустых развлечений ищет он, а высшего знания. Все испытать, изведать все счастье и горе человечества, познать высший смысл жизни на Земле — таков прометеевский размах его стремлений.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Фауст > Спор о человеке в трагедии Гете «Фауст»