Сочинения > Фауст > Фауст гуманист
Фауст гуманист - сочинение


Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) ФАУСТ
Система образов трагедии «Фауст»
Афористические выражения из трагедии «Фауст»



Люди, по его мнению, существа величественные, с могущественным и светлым умом. Это просветительский взгляд на человека. Цель жизни Фауста - познание, трудная работа ради добра, ради борьбы со злом. Фауст считал злом заносчивость, жажду славы, чванливость, вино, золото, которые порождают распущенность, бездеятельность, духовную смерть. И более всего он клянет терпение. Фауст человек постоянного поиска, неисчерпаемой энергии. Фауст ощущает себя виновным в гибели Маргариты, его охватывает скорбь. Природа возрождает изуродованную страданиями душу Фауста: Проснулась жизнь кипучая снова... Жажда познания снова овладела им, и снова его раб и хозяин Рафаэль выполняет все, что захочет Фауст. Проследим за этапами движения героя к конечному выводу, «мудрости земной». Сначала он министр императора. Он богатый, его уважают. Эта власть не удовлетворяет ученого. Он видит, что государство гибнет. Потом Фауста соблазняют военной славой, но и это ему не удается. Война противоречит взглядам Фауста. Следующий соблазн золото. Но металл, ради которого «гибнут люди», не удовлетворяет нужд души Фауста. Увидев, что Фауст захватывается античным искусством, Рафаэль вызывает из небытия красавицу Елену, из-за которой началась Троянская война. Она дарит Фаусту любовь и сына, но и они трагически гибнут. Незаметно, в страданиях, работы, поисках истины Фауст стареет, слепнет. Но немощный он только телом, душу и ум его просветил луч истинного прозрения: Фауст постиг смысл человеческой жизни - делать счастливыми других людей. И герой стремится к этому: отвоевывает у моря и высушивает заболоченные плодородные земли, на которых будут жить свободные люди. Только в борьбе, работе, в поиске может быть счастливым человек - в этом теперь мудрость и цель его жизни. Поняв это, Фауст ощущает удовлетворение. Фауст подводит итог своей жизни. Он убедился в высшей ценности реального бытия и деятельной жизни человека. Он должен передать познанную истину потомкам, т.е. воплотить ее в формах культуры. Он объявляет этот миг самым счастливым в своей жизни. Служить этой правде заповедной - Это верх премудростей земных: Лишь тот жизни и воли достойный, кто бьется изо дня в день за них. Пусть же век и молодой и старый Жизненные блага из боя здесь берет. Когда бы увидел, что стою с народом свободным в свободном крае, Тогда воззвал бы к минуте: «Постой, минута, хороша ты!». Но получить победу Духу зла не удалось. Он отступает перед силами, которые воплощают гуманизм и справедливость - перед светлыми образами небес. В последнем монологе Фауста выразительно прозвучали главные мысли трагедии: вера в ум человека, в возможность победы над силами зла и мракобесия, исправление жизни к лучшему на справедливой, умной основе. Пафос высших духовных порывов человека и их противопоставление скепсису и цинизму в трагедии «Фауст» Начиная с седьмой сцены, перед нами разворачивается история не столько ученого, а просто человека, захваченного новыми чувствами и впечатлениями, прежде всего любовью. Это сильное чувство отодвигает на задний план для Фауста все абстрактные вопросы. Перед нами пылкий влюбленный, для которого любовь превращается в высочайшую жизненную ценность. Он шествует уже не за теориями, а за велением своего сердца. Вот почему Фаусту неприятны назойливые советы и «деловой интерес» Рафаэля. Для дьявола Маргарита - лишь средство пробудить в душе Фауста низкие страсти, сладострастные желания. Для Фауста же она любимая женщина, в которой он нашел родственную душу. Отношения между юношей и девушкой разворачиваются неожиданно: Фауст и Гретхен искренне полюбили друг друга. Это родственные души. Неслучайно в поэме есть сцена, где герои говорят о Боге, вере. Для Фауста Бог - это счастье ощущать красоту природы, величие мироздания, это счастье любить: Наполни же им все сердце, аж по венцы, И если в этом чувстве испытаешь счастье ты, То зови его, как хочешь: Любовь! Блаженство! Сердце! Бог! В основе их любви - не низкая чувственность, а высокие духовные переживания. Это чувство продиктовано будто самой природой. Фауст и Маргарита оказались в безвыходной ситуации с точки зрения морали. Но причина этого - не интриги Рафаэля, а бессмысленная пылкая любовь обоих. Оно поломало весь «сценарий» Рафаэля, который был убежден в неразборчивости человека в любви: «Теперь с тем хмелем в голове Елену увидишь в каждой девке». Тем не менее, настырная опека Рафаэля тяжела для Фауста, а циничная ирония дьявола вызывает внутренний протест. Итак, мы видим, что Рафаэль изо всех сил старается развратить Фауста, но чаще всего Князь тьмы остается лишь пассивным наблюдателем. Рафаэль возникает перед нами как воплощение скепсиса, недоверия к «божественной» природе человека. Низкие страсти, разгул сладострастия - это соответствует представлению черта о человеке. По мнению Рафаэля, несложно втянуть человека в водоворот сомнительных наслаждений и развлечений. Но для Фауста такая «сладкая жизнь» не имеет никакой ценности. Рафаэль невысокой мысли и о женском целомудрии. Он стремится дать Фаусту наглядное свидетельство, как именно надо вести себя с женщинами. Но настырная опека дьявола тяжела для Фауста, а циничная ирония вызывает внутренний протест. Итак, мы видим, что Рафаэль изо всех сил старается развратить Фауста. Но человек в жизни действует самостоятельно и сам несет ответственность за свои поступки. Образ Рафаэля - это философский образ, образ-символ. «Я - той силы часть, которая делает лишь добро, желая лишь злого»,- говорит он сам о себе, Гете объяснял этот образ как «дух возражения». Рафаэль не только уничтожает что-то несовершенное в жизни, а и тем самым освобождает путь к совершенному. Стараясь высмеять действия и поступки Фауста, Рафаэль побуждает его к большому духовному самосовершенствованию и активной жизни. Препятствия закаляют душу человека. Рафаэль считает, что ум человека только губит. Думает, что Фауст отличается от других только своими прихотями, но такой же слабый, как и все другие, что его можно очень легко сбить с пути поисков истины, потушить в нем ум и погубить его душу, другими словами, убить в Фаусте все высокие мысли и порывы. Он уверен, что человек с такими высокими стремлениями, как Фауст, подвергнется низким соблазнам и свернет с пути. Фауст - это ученый, который слышит шаги новой эпохи, но не может вырваться из сетей прошлого. Желая познать мир, он остается поэтом, и ему близка красота природы, любовь к простым людям. В нем постоянно живут порывы вверх, но Фауст понимает, что человечеству еще далеко до совершенства.

Похожие сочинения


Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) ФАУСТ
Система образов трагедии «Фауст»
Афористические выражения из трагедии «Фауст»

ТОП 3 популярных


  1. Моя семья сочинение
  2. У войны не женское лицо сочинение
  3. Богомолов Иван сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее