Стихотворение А А Фета «Это утро радость эта » (восприятие истолкование оценка) (2) - сочинение

В фетовской лирике можно отыскать несколько совершенно незабываемых стихотворений, в которых не употребляется ни одного глагола. Самое известное из них — «Шепот, робкое дыханье...» Чуть меньший ажиотаж и чуть меньшее осуждение современников Фета вызвало стихотворение «Это утро, радость эта...» Сейчас мы находим красоту, свежесть, оригинальность в этих строках, тогда же стихотворение настолько выбивалось из литературных канонов, что его мало кто мог оценить по достоинству.
Первое, что приковывает внимание при прочтении, — обилие существительных, причем все время в паре со словами «этот», «эта», «это» или «эти». Несмотря на такое странное построение фраз, стихотворение невозможно назвать однообразным, скучным или бедным в лексическом отношении. Часто употребляемое слово «это» не мешает восприятию, а лишь акцентирует внимание на том, что поэт восхищается именно этой весной и именно в этот момент. Отсутствие же глаголов отнюдь не делает стихотворение статичным. Это странно, поразительно, неправдоподобно, но это так. Человек, начисто лишенный воображения, конечно, не увидит за сплошными существительными никакого действия. Но обладай читатель хоть немного восприимчивой и открытой миру душой, он увидит, как с криком летят птицы, как шумит вода, как склоняются кроны деревьев над рекой, как жужжат пчелы и как весь этот яркий мир ежесекундно меняется, становится не таким, каким был мгновение назад, хотя, казалось бы, об этом ни словом не упомянуто. Вот, например, коротенький отрывок:
Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист.
Нет ни единого упоминания о движении, откуда же у нас ощущение, что оно есть? Возможно, все дело в точно подобранных автором существительных («эти капли — эти слезы» или «этот зык и свист»), возможно, в чем-то совсем неощутимом, чего нельзя постичь разумом и можно только почувствовать.



Фет чувствовал природу, проникал в ее сердце, в ее душу, поэтому даже за самыми простыми, незатейливыми словами и формами открывается огромный, полный красок и звуков мир. Кто из нас не ощущал как чудо приход весны? У кого не билось радостно сердце? Кто-то даже пытался выразить это в словах, а кто-то — и в стихах, придумывая изощренные обороты. Истинный художник никогда и ничего не придумывает, не добавляет от себя. У Фета все идет от сердца и поэтому все так «обычно». Вспомним, что «все гениальное просто». Лишь талантливый человек опишет свои чувства такими, какие они есть на самом деле, не прибегая к излишним словам. Действительно, зачем нужны длинные словоизлияния? К чему усложнять то, что на самом деле так просто и так доступно каждому? Все самые лучшие стихи о природе просты, ведь само ее величие заключается в не- приукрашенности. Пышные оды, посвященные природе, так же нелепы, как свежая деревенская девушка, на которую надели непомерно много ювелирных украшений. Фет никогда не украшал мир, ведь в нем и так все прекрасно: «эта мощь и дня и света», «этот синий свод», «эти горы, эти долы», «эти мошки, эти пчелы». Все стихотворение строится на эмоциях, на минутных ощущениях. Поэт, говоря о себе и о своем восприятии мира, выражает, как ни странно, то, что может увидеть и почувствовать каждый человек. Тем более, нигде не употребляется местоимение «я», и стихотворение становится «общим», применимым к любому человеку. Только в нескольких словах угадываются личные мотивы, нечто интимное, что подчеркивает желание поэта написать о своих чувствах, связанных с вполне реальным, определенным моментом его .жизни: ...эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели... В этих, и только в этих Двух строчках сквозит определенность, не позволяющая сомневаться в искренности Фета, в его стремлении передать что-то свое, глубоко личное, а мы, читатели, уже вправе приписывать себе подобные же чувства, удивляясь, что поэт описал наше душевное состояние. Бесконечное перечисление явлений природы (кстати, без единого прилагательного, что не затеняет живость образов) суть душевная исповедь, попытка поведать свои чувства, не называя их. Перед нами встает не столько пейзаж, сколько его отражение, преломленное восприятием автора. Мы же, в свою очередь, снова преломляем эту картину и видим уже что-то совершенно свое, не переставая изумляться, как Фет сумел угадать наши переживания. Но Фет потому и остается всегда юным поэтом (очень трудно себе представить, что свои воздушные, легкие стихи он писал и будучи совсем старым), что он никогда не терял свежести обычных человеческих чувств. Не стоит удивляться, что в каждом стихотворении человек, понимающий природу, находит что-то свое, родное и близкое, как будто поэт обращается к нему. Что же касается стихотворения «Это утро, радость эта...», то оно, написанное в неповторимой фетовской манере, соединило в себе живость и непосредственность чувств с оригинальностью формы, словесного выражения. Тем оно и привлекательно.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Фет > Стихотворение А А Фета «Это утро радость эта » (восприятие истолкование оценка) (2)