О пошлости в романе «Воспитание чувств» Г Флобера - сочинение

«Удивительно, как мне претит описывать совре­менных буржуа!» — жаловался писатель в одном из своих писем. А в декабре 1866 г. он написал следующее: «Меня приводит в отчаяние убеждение, что я делаю вещь бесполезную, ...противоречащую целям Искусства...» Речь шла о романе «Воспитание чувств», над которым Флобер в то время работал с привычным упорством и с крайним раздражением. Роман был закончен в 1869 г.

Действие в романе «Воспитание чувств» происхо­дит в период революции 1848 г. Это, в сущности, «история одного молодого человека». Как и бальза­ковский Растиньяк, главный герой романа «Воспи­тание чувств» Фредерик Моро устремляется в Париж. Фредерик Моро — младший брат героев Бальзака, Эжена Растиньяка и Люсьена де Рюбампре. Но меж­ду ним и «старшими братьями» почти такая же раз­ница, как между действием и полным бездействием. Если герой «Человеческой комедии» Бальзака Эжен Растиньяк воспринимает Париж как поле боя, где можно реализовать свои честолюбивые замыслы, то флоберовский Фредерик Моро воспринимает столицу Франции как место, где можно «ничего не делать».

Фредерик Моро бездеятелен и никчемен. Полу­чение наследства — главное событие в его жизни, потому что гарантирует ему стабильное существо­вание. Фредерик — типичный рантье: он не творит, а растрачивает, не добивается, а проживает, не действует, а перемещается.

Название романа — «Воспитание чувств». Какие же чувства воспитывает в себе Фредерик Моро? «Пере­мещение» Фредерика по Парижу начинается с «ро­мантической» страсти к госпоже Арну, которая, как вскользь замечает писатель, «похожа на женщин из книг романтиков». Следует особо подчеркнуть, что для Флобера, в этот период творчества, все «роман­тическое» отождествляется с миром «цвета пле­сени». Для Флобера «книжная», «романтическая» страсть его героя неестественная, а поэтому — пошлая.



Бальзаковского Растиньяка страсти сжигали. Фло­беровский Фредерик способен лишь увлекаться. Его жизнь становится «полной очарования» только то­гда, когда у него появляется богатая любовница госпожа Дамбрез. От бескорыстного поклонения Кра­соте к поклонению красавице, обладающей мил­лионами,— таков путь «воспитания чувств» прохо­дит Фредерик Моро, характерный герой мира «цве­та плесени». В романе Флобера во всеохватывающем потоке всеобщего опошления оказываются и пассивные наблюдатели за жизнью, и революционеры, и поли­тики. Революционер Шарль Делорье, обещавший «все тряхнуть», в конце концов оказывается неудавшим­ся политиком, к тему же совершенно бесприн­ципным в своих убеждениях. «Социалист» Сенеколь «идет к коммунизму», но приходит на службу в полицию, и все заканчивается убийством респуб­ликанца Дюссардье. Все пошло, низко и фальшиво в современной Флоберу Франции. Для героев романа «Воспитание чувств» жизнь явно не удалась. Пошлым выглядит главный герой Флобера Фредерик Моро. Однако на фоне тотальной пошлости своего времени он вызывает даже не­которое сочувствие.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Флобер > О пошлости в романе «Воспитание чувств» Г Флобера