Неэлитарный В Хлебников - сочинение

1.	Смысл «иеэлитариости» Велимира Хлебникова
2.	Раннее творчество поэта.
3.	Натурфилософия Хлебникова.
4.	Приметы времени в творчестве поэта.
5.	Поэзия о движении вперед.
Современники поэта говорили об отрешенности, непонятности, неэлитарности поэтического слова Велимира Хлебникова. По их словам, поэзия Хлебникова обладала «смысловой перенасыщенностью», его поэтическое слово теряло «меру, порядок и стройность», «отступало и рушилось под переполнявшим его содержанием». Главной задачей своего творчества Хлебников считал изучение природы языка и слова. «Слово управляет мозгом, мозг — руками, руки — царствами», — говорил Хлебников. Он утверждал, что каждый поэт и каждое стихотворение является «с своим особым богом, особой верой и особым уставом». «С своим особым богом, особой верой и особым уставом» — смысл «неэлитарности» Велимира Хлебникова.
«С своим особым богом, особой верой и особым уставом» — эти слова были не только символом, но и натурфилософией поэта:
Когда умирают кони - дышат,
Когда умирают травы - сохнут,
Когда умирают солнца - они гаснут,
Когда умирают люди - поют песни.
В этом небольшом стихотворении отражена печаль поэта о смерти природы и человека и об их неразрывной взаимосвязи. А в стихотворении «Кузнечик» природа говорит о себе, и это речь раскрывает смысл «неэлитарной» поэзии Хлебникова:
Пинъ, пинь, пинь! тарарахнул зинзивер.
О лебедиво. О, озари!
(«Кузнечик»).
По мнению критиков, в поэтическом мире Хлебникова все частное, единичное и конечное восходит к единому и бесконечному, а сам поэт всегда искал всеобщие связи и стройные закономерности. Так в поэме «Взлом вселенной» девушка, сидящая у окна и плетущая косу, дчя поэта олицетворяет вселенную.
Боги, когда они любят,
Замыкающие в меру трепет вселенной.
Как Пушкин жар любви горничной Волконского.
Мир в поэзии Хлебникова предстает бесконечно-величественным стихотворением. Россия — «сменой тундр, тайги, степей — похожа на один божественно-звучащий стих». И кажется, что поэт всю жизнь читал одну только книгу:
Ночь, полная созвездий, какой судьбы, каких известий Ты широко сияешь, книга...



Эта единая книга природы проходит через все творчество Хлебникова и составляет его основное содержание. А все, происходившее в искусстве, в новой живописи и поэзии, для Хлебникова казалось подтверждением его ожиданий. Произведения Хлебникова полны точных примет времени. Лица, события, даты записаны в них с фактографической тщательностью. И как будто прямо слышны «голоса и песни улицы», как, например, в драматической поэме «Настоящее»: Ах вы, сони! Что по-барски Вы храпите целый день? Иль мила вам жизни царской Умирающая тень? Иль мила вам плетки древней Налетающая боль? И в гостях цинги деревни Опухающая голь ? Гражданская война в России превратилась в стихию слова. Критики указывают на то, что Хлебников замечал, как «странной гордостью звучало слово “большевичка”», что ему нравилось, как Петроград — совсем в духе его поэтики — переименовывался в Ветроград. Его восхищал всеобъемлющий клич эпохи — «даешь»! Он пытался создать новый жанр — сверхповесть (по его определению) в произведениях «Дети Выдры» и «Зангези». Эти сюжеты можно было бы назвать историей сотворения мира. Здесь речь идет не о единственном и законченном, совершившемся творении, а о многократно повторяющемся и даже непрерывном превращении природы в человеческую историю. В «Истории французской революции», «все было возможно... будущее стало настоящим... то есть времени больше не существовало, была вспышка вечности». Творчество Хлебникова можно считать прямым отражением действительности. Это реализм, не исключающий фантастики и символики, — мифологический реализм. Таковы в первую очередь его «ночные» поэмы — «Ночь в окопе», «Ночной обыск», «Ночь перед Советами», в которых ночная образность раскрывает высокую просветленность сознания. В поэме «Ночь перед Советами» сюжет строится так, что за домашней, человеческой враждой виден непримиримый социальный конфликт, за которым в свою очередь открывается глубочайшая борьба истории и природы. И за образами «барыни» и «бабы» встают два образа — Соба- кевны й Прачки, два образа природы. В образе Собакевны воплощена милостивая, вселюбящая, страдающая, рождающая и кормящая природа-мать, а в образе Прачки — разрушающая, стихийная и в то же время очищающая и обновляющая природа космических потрясений и переворотов. В Прачке сквозь образ Собакевны видно воплощение возмездия за извращенную и попранную природу, а в Собакевне сквозь образ Прачки — окончательное торжество очищенной и обновленной природы. Вся поэзия Хлебникова говорит о движении вперед. Хлебников был убежден, что никакое развитие невозможно без возвращения, однако оно мыслилось им не как движение вспять, а как возвращение человека и человечества к самому себе, к своей изначальной природе: Опять волы мычат в пещере И козье вымя пьет младенец, И идут люди, идут звери... ...Иравноправие коров: Бъишной снов сольются годы, С 2JIO3 человека спал засов. (Поэма «Ладомир»). Ладомир можно представить то поэтической страной, то новым, созданным поэтической фантазией божеством. Если следовать строю мысли, то можно сказать, что Ладомир — это слияние человека и человечества с природой, когда человек становится всеобъемлющим, как природа, а природа — единой вселенской личностью. Велимир Хлебников был в своем поэтическом творчестве конкретен и непосредствен. Он стремился всюду видеть не просто вещи, людей, события, но именно природу этих вещей, людей, событий и всегда находить их всеобщие связи и закономерные отношения.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Хлебников > Неэлитарный В Хлебников