👍Сочинение Натурфилософские идеи романа”Царь рыба Царь-рыба
Натурфилософские идеи романа”Царь рыба - сочинение

По мере развития авторской темы всеобщей взаимосвязи в природе тема условного родства перерастает в тему духовного родства людей как идеального варианта существования человеческого общества. Моделью такой жизни в эпическом повествовании рассказа является рыбацкая артель из главы "Уха на Боганиде". Кодекс семейно-трудовой и общественно-трудовой морали таков: артель тоже семья. Именно такое отношение к людям, окружающим тебя, помогало поселку выжить. Общая сплоченность и взаимовыручка, а также особая радушная атмосфера, раскрытая в сценах совместного приготовления ухи и застолья, привлекали людей в поселок Боганида, несмотря на его бедность и невозможные условия жизни. Рассказывая о жизни артели, В.

Астафьев подчеркивает важность именно духовного родства людей, потому что это объединяет людей, делает ближе их души, а не тела, именно такое родство совершенствует человека, совершенствует его внутренний мир. Необходимость духовного родства, по мнению автора, заключается еще и в том, что оно формирует у человека систему нравственных и этических ценностей, которые являются залогом общечеловеческого братства.

Наличие души у человека и его способность духовного породнения с себе подобными наталкивает автора на мысль о возможном породнении человека и природы как единородных существ. В лирико-публицистическом повествовании романа попытку единения с природой совершает герой-рассказчик (главы "Капля", "Нет мне ответа"). Рассказ "Капля" начинается с фабульных событий. Автор-рассказчик, его брат Николай и Аким собираются на рыбалку на речку Опариху в самую чащу тайги. Стремление забраться так далеко диктуется желанием героя вступить в состязание с природой. Путь героев - это своеобразное путешествие к сердцу тайги, стремление разгадать ее тайны и секреты, путь нелегкий, он сопровождается многочисленными препятствиями. Тайга сопротивляется людским намерениям, не пускает их в свое сердце, но все же нехотя отступает под напором людей.

Уха, сваренная героями, является символом торжества людей над природными силами, она дает возможность человеку почувствовать свое величие и превосходство над природой, однако это состояние героя-рассказчика недолговечно. Постепенно уходя в глубь тайги, герой возвращается к попытке понять и осознать окружающий мир, природу. Он жаждет проникнуть в тайны бытия природы, он всей душой внимает природную красоту, и в предрассветный час, когда все спит и наступает блаженная тишина, тайга раскрывает ему свое сердце. Герой, любуясь наступившей гармонией, вдруг осознает, что именно она и является секретом вечной жизни, и что благодаря ей природа будет существовать всегда, и как бы человек ни старался подчинить себе природу, как бы люди ни были уверены в своем могуществе, они лишь "ранили ее, повредили, истоптали, исцарапали, ожгли огнем". Человек не может подчинить себе природу, потому что он смертен, а она вечна, и, пытаясь навредить ей, человек лишь приближает своей конец. Возможность продлить свою жизнь заключается в постижении природно-космической гармонии, в приобщении к огромному целому, называемому бытием, и восприятии собственного "я" лишь как части общей жизни, общей души. В финале романа, в рассказе "Нет мне ответа", духовное родство с природой героя-рассказчика перерастает в родство со всем миром, природа уже воспринимается как непосредственная взаимосвязь живых существ, в ее понимании героем преобладает ее духовное восприятие, осознание природы как некой субстанции, которая включает в себя и прошлое, и настоящее, и будущее.

Именно эта нить связывает все существующее на земле, потому что есть в каждом человеке, в каждом животном, в каждом предмете, и эта нить называется жизнь. На эпическом уровне повествования олицетворением духовного родства человека с окружающим миром является образ Акима. Аким представляет собой попытку дать воплощение идеала в представлении В. Астафьева. Ему присуще обостренное чувство единородства природного и человеческого миров. Аким и его братья и сестры вынуждены были держаться вместе, помогать и заботиться друг о друге, чтобы выжить в глухой деревушке в тайге под названием Боганида.

Семью Акиму и "касьяшкам" заменяла рыбацкая артель, поставившая героя на ноги и ставшая для него своеобразной дорогой в жизнь. Заложенные с детства в душу героя законы человеческого братства (семью ему заменяла рыбацкая артель) помогают Акиму понять природный мир, который тоже живет по законам всеобщего родства и представляет собой большую семью.

Позднее, уже способный понимать законы человеческого братства, Аким познает основы духовного родства с природой. Душа Акима является частью природной души, поэтому ему открывается особенная красота окружающего мира (боганидский цветок в главе "Уха на Боганиде"), невидимая обычным взглядом.

Аким как носитель огромной вселенской души способен поделиться ею, он возрождает к жизни другую загубленную душу (Эля из главы "Сон о белых горах"), но Аким пренебрегает собственной душой, он не воспринимает жизнь как высшую ценность и готов легко расстаться с нею (ошибочный арест во главе "Поминки"). Аким не ощущает себя звеном в цепи поколений, герой не ощущает себя носителем личностного начала, полностью растворившись в природном.

Аким не понимает, что с его смертью нарушится всеобщая человеческая связь, потому что прежние живые души, обретшие продолжение в его душе, в его памяти, и возможные будущие поколения безвременно окончат свое существование. Для В. Астафьева важно, чтобы человек находился в родстве не только с природным миром, но и с миром национальным.

Таким образом, автор говорит о том, что оптимальным вариантом жизни человека является его жизнь в родстве с окружающим миром. По В.

Астафьеву, соблюдая все эти уровни родства, человек живет в гармонии с окружающим миром, становится органичной частью системы всего живого на земле, природы, признавая и выполняя законы всеобщего общежития, то есть ведет себя "как следует", выполняет условие, гарантирующее стабильность общей жизни, общего бытия.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Царь-рыба > Натурфилософские идеи романа”Царь рыба