👍Сочинение Художественное своеобразие книги В П Астафьева «Царь рыба» Царь-рыба
Художественное своеобразие книги В П Астафьева «Царь рыба» - сочинение

«Царь-рыба» Виктора Астафьева — это не повесть, не роман, а довольно своеобразное произведение, жанр которого называется «повествование в рассказах». Прочитав книгу, понимаешь, что никак иначе назвать ее и в самом деле нельзя. Она разбита не на главы, а именно на небольшие законченные рассказы, часто никак не связанные между собой. Хотя определенный ряд героев (Коля, Аким, Командор, Громыхало, Игнатьич, наконец, сам рассказчик) проходит через все повествование.
Автор в «Царь-рыбе» «выходит на авансцену». Обычно авторская позиция (не только у Астафьева, а у подавляющего большинства писателей) высказана не прямо, а в оценках героев, ситуаций, в диалогах. В «Царь-рыбе» же автор делится с читателем своими мыслями по поводу отдельно взятого случая, уходит в отвлеченные философские рассуждения, комментирует, негодует. Все это — в полный голос, открыто, по праву непосредственного участника событий. Такое активное участие писателя в произведении свойственно обычно публицистическим произведениям, статьям, очеркам. Стоит вспомнить, что Астафьев начинал свою литературную деятельность именно с публицистики. Часто рассказы, из которых состоит повествование, напоминают заметки на злободневную тему. Наверное, поэтому авторское внимание направлено не столько на героев, сколько на факты. Астафьев одновременно раскрывает тему повествования и выражает свою неудовлетворенность, беспокойство, тревогу о нравственных мотивах поведения своего современника. Ведь его герои при всей их индивидуальности — представители современного человечества, то есть образы обобщенные. Отдельные рассказы позволяют, осветив характер героя, одновременно раскрыть и проанализировать часть той глобальной проблемы XX века, которую можно назвать «человек и природа, человек и цивилизация».
Все рассказы первой части объединяет повествование «Царь- рыба», давшее название всему произведению. В этом рассказе автор все-таки отходит на задний план, главным же героем (и, собственно, единственным действующим лицом, не считая осетра) становится браконьер Игнатьич. Человек вступает в единоборство с рыбой. Единоборство это страшное: рыба сильнее человека, человек умнее рыбы; рыба борется за жизнь, человек — за свою охотничью удачу (небывалую, долгожданную). Рыба представляет природу со всей ее силой и в то же время бессилием перед адскими, жестокими изобретениями человеческого разума. Борьба Игнатьича и гигантского осетра — это аллегория борьбы человека с природой. Об этом, собственно говоря, и ведет речь Астафьев в своем произведении. В главе «Царь-рыба» дана квинтэссенция его размышлений. Не случайно глава названа точно так же, как все повествование.
Да, человек пересиливает природу, как Игнатьич — осетра. Пересиливает с помощью своей хитрости. Ведь, будь они один на один, человек был бы, конечно, намного слабее многокилограммовой рыбы. Но в том-то и дело, что у человека есть в запасе хитроумные приспособления: различные уды, сети, бредни, крючья. И все же рыбина, как мы помним, в конце концов, стаскивает Игнатьича за борт. Так и с нами может произойти, если мы необдуманно, потребительски, хищнически будем относиться к тому, что дает нам природа. Если мы будем брать, но ничего не будем отдавать взамен. Если будем вести себя, как неблагодарные дети с родной матерью. В конце концом, мы же сами можем оказаться за бортом. Конечно, человек — хищник по природе, ему нужно есть и мясо, и рыбу. Испокон веков обитатели тайги кормились не только подножным кормом, но еще добывали себе пропитание с помощью охоты и рыболовства. Однако ведь одно дело — брать ровно столько, сколько нужно, и совсем другое — уничтожать все, руководствуясь ненасытной жадностью, жаждой наживы.
Глава «Царь-рыба» еще раз наглядно показывает, что столкновение природы и отделившегося от нее человека не ведет ни к чему, кроме боли и смерти. К этому ли мы стремимся? Ведь сами больше всего на свете боимся боли. Так почему же причиняем ее беззащитной природе, пользуясь тем, что мы сильнее? Такой вопрос ставит автор перед читателями в первой части книги.



Если первая часть повествования состоит из рассказов о жизни многих героев, то рассказы второй части объединены общим героем — Акимом. В этом простодушном, добром, безотказном жителе севера воплощен образ человека, который никогда не обидит природу, а, напротив, будет восхищаться ею, пользоваться ее дарами и благодарить ее за них. Аким — абсолютно свободный и независимый человек, а это так редко встречается в современном мире. Читая вторую часть повествования, мы невольно задумываемся о таких простых вещах, как свобода. В первой же части автор только подводит нас к этой мысли. Книга Виктора Астафьева действительно отличается художественным своеобразием. Может быть, именно ее построение в виде отдельных рассказов и сходство с публицистическим произведением делает ее столь увлекательной и интересной, помогает вызвать отклик в читательских сердцах.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Царь-рыба > Художественное своеобразие книги В П Астафьева «Царь рыба»