Какова специфика взаимоотношений поэта и времени в лирике М И Цветаевой - сочинение

У каждого талантливого человека по-своему складываются отношения с тем временем, в котором он вынужден жить и творить. Кто-то идет в ногу с историческими событиями и общественными устоями, а кто-то чувствует невозможность единения со всем происходящим. Это ощущение зачастую оборачивается личной трагедией, ибо не каждый способен на открытое противостояние окружающей действительности.
Марина Цветаева всем своим творчеством последовательно отстаивала право художника на «святое одиночество» среди суеты и тревог реального мира. С особой, цветаевской, экспрессией это выражено в стихотворении «Роландов рог»: «Одна из — всех — одна противу всех!»
Ведущими принципами цветаевской поэтики стали: противопоставление «чистых лириков» «поэтам с историей», подчиняющимся давлению внешнего мира (статья М. Цветаевой «Поэты с историей и поэты без истории», 1934); утверждение лирической замкнутости, отъединенное™ поэтического «я» от стихии обыденности.
Цветаева была убеждена в том, что единственным стимулом для творчества является исключительно внутренний чувственный опыт художника: «Чувству не нужен повод, оно само повод для всего». Цветаева не приемлет никаких форм «исторического заказа» для поэта. Она не доверяет времени, которое в любой момент может обмануть и предать. Творчество Марины Цветаевой — это постоянное утверждение собственного избранничества:
Ибо мимо родилась
Времени! Вотще и всуе
Ратуешь! Калиф на час:
Время! Я тебя миную.
Цветаева считала себя «одиноким духом», но при этом не отгораживалась от живой жизни, по-своему постигая и переплавляя ее в стихах. Она не поняла Октябрьской революции и не приняла ее, не ощутила в ней источника творческого вдохновения. Если Блок, Маяковский и Есенин, окрыленные революционной стихией, пережили высокий творческий взлет, то Марине Цветаевой революция представилась всего лишь восстанием «сатанинских сил».
У Цветаевой был свой, глубоко личный взгляд на исторические события. В эпоху революции и гражданской войны она как будто стояла «над схваткой», вне течений, постигая всю трагедийность исторической коллизии:
Белый был — красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был — белым стал:
Смерть побелила.
Для Цветаевой нет понятия «белый» или «красный» — это прежде всего дорогой кому-то человек, жизнь которого бесценна, а утрата — невосполнима:
Все рядком лежат -
Не развесть межой.
Победа одного политического лагеря над другим не может разрешить внутреннего личностного конфликта: душа поэта принадлежит прежней России. «Заново родися — в новую страну», — это признание поэта в безнадежности, неспособности прижиться в новой исторической действительности.
Стихотворения «Страна», «Тоска по родине! Давно...», «В стране, которая — одна...» пронизаны болью утраты и представляют собой скорбную констатацию непреложного факта:
Той России — нету,
Как и той меня.	



Новая, советская действительность признавала лишь «поэтов с историей», но даже они нередко оказывались в тупике, как, например, Маяковский, которого Цветаева считала самым значительным поэтом своей эпохи. Откликом на трагическую смерть поэта революции явился цветаевский цикл «Маяковскому», в котором звучит мысль о несостоятельности идеи «государственной» поэзии: Родители — родят, Вредители — точут, Издатели — водят, Писатели — стронут. Цветаева была убеждена в том, что художник, приравнявший свой дар к идеологическому оружию, рано или поздно обратит его против себя самого. Поэт же, творящий «мимо времени», просто выпадает из своей эпохи: Может быть — обманом Взять? Выписаться из широт? Так: Временем, как океаном, Прокрасться, не встревожив вод... Марина Цветаева всегда стремилась оставаться собой — она не изменила себе ни разу, ни при каких обстоятельствах: Что же мне желать, певцу и первенцу, В мире, где наичернейший — сер! Где вдохновенье хранят, как в термосе! С этой безмерностью В мире мер?! Да, ей, «ни в чем не знавшей меры», было не под силу сдерживать вдохновение, скрывать свою гражданскую позицию, столь неприемлемую и неугодную времени, в которое ей выпало жить. Еще в юности она выразила непоколебимую уверенность: Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!) Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. Она оказалась права: ее голос — нежный и в то же время властный, — как будто вознесясь над временем и над событиями, долетел до наших дней, был услышан и понят, в то время как голоса многих суетных, а зачастую бездарных поэтов, столь почитаемых и принятых своим временем, давно затихли и стерлись из памяти.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Цветаева > Какова специфика взаимоотношений поэта и времени в лирике М И Цветаевой