СИМВОЛИКА ЦВЕТА В СБОРНИКЕ «ВЕРСТЫ» М ЦВЕТАЕВОЙ - сочинение

Стихотворный цикл «Версты» написан Цветаевой после поездки в Петербург зимой 1915—1916 гг. Пребывание в тогдашней столице вызвало в творческом сознании поэтессы тему родной и народной Москвы. Эта тема впоследствии вырастет в тему народной стихии. Сама Цветаева писала о своем сборнике: «...если я в данную минуту хочу явить собой Москву, то не для того, чтобы Петербург — победить, а для того, чтобы эту Москву Петербургу — подарить, Ахматовой эту Москву в себе, в своей любви подарить. Что я и сделала в июне 1916 года простыми словами». На страницах сборника любовно выписан образ старой златоглавой Москвы с ее куполами церквей и колокольным звоном, с радостными и веселыми праздниками Благовещенья и Пасхи. Раскрыть образ «моей Москвы» в сборнике помогает символика цвета.
«Версты» Цветаевой построены по принципу народной поэзии как по форме, так и по содержанию. Ключевую роль здесь играют символы фольклорной поэзии: образ птицы-души и образ птицы-возлюбленного, перстень как символ любви и покорности, ветер как образ стихии и свободы. Цветаева использует и традиционные символические цвета русской народной поэзии — красный, синий, желтый. Эти цвета в соединении друг с другом, а также их оттенки и нюансы образуют все многокрасочное разнообразие мира поэтического цикла. Однако Цветаева вслед за народной поэзией предпочитает яркие и чистые краски. Например, как в этом отрывке:
Иссиня-черное, исчерна —
Синее твое оперенье
Жесткая, жаркая, жадная
Масть.
Было еще двое
Той же масти — синей молнией сгасли!
Лермонтов, Бонапарт.
Если проанализировать цветовую гамму «Верст», то обнаружится, что в ней преобладают желтые и золотые краски. Для поэтессы желтый, золотой — символ света, огня, а огонь — символ стихии. Цветаева видит Москву как воплощение света, языческого огня, что оценивается положительно. Для нее Москва, а не Петербург — столица России, поскольку Москва больше отвечает характеру русского народа, характеру самой жизни. Москва — домашняя, уютная, богомольная, «пряничная»: «Дом-пряник, а вокруг плетень / И церковки златоглавые». В цикле очень важную роль играет черный цвет, причем он не является мрачным и зловещим цветом, скорее, черный цвет — фон для золотого и красного цветов. Употребление этих цветов в ранней поэзии Цветаевой можно сравнить с хохломской росписью — те же краски, те же символические значения.
В «Верстах» поэтесса впервые открывает для себя новый жанр — «именные циклы». Это ряд стихотворений, посвященных поэтам-современникам — Блоку и Ахматовой. В них нет реальных образов Ахматовой и Блока, здесь присутствуют образы поэтических миров, отраженные в поэтическом сознании самой Цветаевой. Поэтесса воссоздает свойственный только данному поэту мир и цветовую гамму его стихотворений. Так, поэзия Ахматовой предстает как контраст черного и белого цветов. Вот какие строки посвящает ей Цветаева:
О, муза плача, прекраснейшая из муз?
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты черную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас как стрелы.



В стихах о Блоке преобладает бело-серебристая палитра во всем разнообразии оттенков и нюансов: от кипенно-белого до дымчато-снежного. Во мгле — сизой Стоишь, ризой Снеговой одет... Или: Меня — сглазил Снеговой певец. Снежный лебедь Мне под ноги перья стелет Перья реют И медленно никнут в снег. Лирическая героиня цикла представлена в «жарких» огневых красках. Она связана с народной стихией, поэтому для нее поэт не жалеет красных, черных и золотых красок. Лирическая героиня здесь — самозванка, богомолка за Гришку Отрепьева, подстрекательница поджогов и смуты. Вот как говорит о ней Цветаева: «Рыжая девчонка / Библию / Запалила с четырех концов». Она воплощает в себе опасность стихии, с одной стороны, а с другой — интуицию Цветаевой, которая ощущала зреющую в воздухе революционную грозу. Именно поэтому в «Верстах», которые написаны в 1916 г., гудит и страшно, по-разбойничьи, свищет ветер. В конце цикла стихотворения полны быстро летящих туч, закрывающих солнце, настороженных теней, шорохов, зловещих и вещих криков полуночных птиц. Наконец, красный цвет утрачивает свое положительное значение и становится багровым закатом, предвещающим беду. Интересно, что из последующих стихотворений поэтессы буйство цвета уйдет. Останется лишь красный цвет как цвет опасности и отрицания, а остальные цвета превратятся в седой цвет. А седой цвет, как известно, это пепел. Таким способом Цветаева выказывала свое отношение к происходящим событиям. Цикл «Версты» в исторической перспективе оказался одним из самых целостных и гармоничных цветаевских произведений. Поэт А. Межиров так охарактеризовал его: «Бессмертие ее в первом издании «Верст», книги нерукотворной». Данный цикл действительно уникален, поскольку такой яркой, насыщенной и радостной цветовой гаммы у Цветаевой больше не будет никогда. «Версты» 1916 г. — это многоцветный, сверкающий заповедный мир, который ушел безвозвратно и которому уже не суждено будет появиться в более поздних произведениях поэта.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Цветаева > СИМВОЛИКА ЦВЕТА В СБОРНИКЕ «ВЕРСТЫ» М ЦВЕТАЕВОЙ