Тема Москвы и Родины в произведениях М И Цветаевой - сочинение

1.	Начало творческого пути Цветаевой.
2.	Тема Москвы и Родины.
3.	Трагическая судьба поэтессы.
Талантливая поэтесса с ранних своих стихов обратила на себя внимание литературоведов и любителей русской словесности. Ее своеобразный стиль, сильный чистый голос в поэзии, кипение страстей и мук, впечатлительность не могли остаться незамеченными. Марине Цветаевой выпало испытание создавать свои произведения в нелегкое время, в переломную эпоху. Многие творческие люди, современники поэтессы, остро чувствующие и как личное оскорбление воспринимающие любую несправедливость окружающей действительности, замечали трагизм этого мира, отсутствие тепла. Цветаева создала образ сильной и одновременно хрупкой героини, которой не страшны никакие стихии.
Творчество для Цветаевой всегда выходило на первое место, именно в нем она видела свое предназначение как человека, как поэта. Создание стихов для поэтессы не просто записывание поэтических строчек, это своеобразный акт служения, обусловленный некими высшими силами и имеющий особый божественный смысл.
Марина Цветаева родилась в Москве, и именно этот город прежде всего олицетворяет для нее и всю Россию. Поэтому у поэтессы множество стихов посвящено этому городу. Столица для Цветаевой не просто скопление определенных построек с их обитателями, Москва — это живое существо со своим характером и нравом. Среди городов, по мнению поэтессы, именно столица находится впереди всех, несмотря на т что Петр I построил свою северную столицу: «Но выше вас, цари: колокола. / Пока они гремят из синевы — / Неоспоримо первенство Москвы». Столица — это родина для любого, живущего в России. Она гостеприимна и добра к каждому: «Москва! Какой огромный / Странноприимный дом! / Всяк на Руси — бездомный. / Мы все к тебе придем». Москва ассоциируется у Цветаевой с ансамблем церквей с многочисленными куполами: «Облака — вокруг, / Купола — вокруг. / Надо всей Москвой — / Сколько хватит рук!»
В цикле «Стихи о Москве» поэтесса талантливо воссоздает образ старой России — города «сорока сороков» церквей, чей колокольный звон способен разбудить даже самую черствую душу. Музыка колоколов неотделима от самой природы. Здесь звучит еще один мотив, характерный для поэзии Цветаевой, — мотив святости и праведности, который тесно связан с образом странников. Эти метущиеся души заполняют вера, смирение, отрешенность от мира. Для поэтессы дорого все, что как-то связано со столицей. Она восхищается древними постройками столицы, Кремлем, людьми живущими рядом с ней. Даже московский сброд ей близок и дорог, потому что он живет именно в Москве: «— Провожай же меня, весь московский сброд, / Юродивый, воровской, хлыстовский!» Даже смерть мила на родной стороне: «Поп, крепче позаткни мне рот / Колокольной землей московскою!»
В каждой строчке поэтессы видна ее любовь к родной стороне, к Москве. Здесь все для нее особенное и другое, чем где бы то ни было: «...зарей в Кремле / легче дышится — чем на всей земле». Интересной художественной находкой Цветаевой является использование цвета и цветовых оттенков, что существенно обостряет впечатление читателя при чтении ее стихов. Так, к примеру в «Стихах о Москве», поэтесса часто упоминает о красном цвете, который часто сочетается с золотым и синим. Согласно народной интерпретации красный цвет олицетворяет красоту, любовь (вспомним, «красна девица»). Поэтесса часто использует этот прием, передавая оттенки этого цвета: «красный», «червонный», «багряный», подразумевая «красивый», «драгоценный», «прекрасный»: «Червонные возблещут купола», «С багряных облаков» и т. д.



Все, что связано с Россией, у Цветаевой наполняется особым смыслом. Даже ветер российский не такой, как везде, подчиняясь русскому вольному характеру, разгуливая но бескрайним полям и степям, он также обладает своим характером: «А я — то ночами беседую с ветром. / Не с тем — италийским / Зефиром младым, — / С хорошим, с широким, / Российским, сквозным!» И только российский ветер может понять русскую душу, остудить ее, успокоить: «Чтоб выдул мне душу — российский сквозняк!» Россия у поэтессы неразрывно связана с именем Александра Сергеевича Пушкина, перед талантом которого она преклонялась. Поэт, по мнению Цветаевой, не умер, пока живет в сердцах его благодарных читателей: «До сих пор на свете всем, / Всех живучей и живее!» Несмотря на иностранное происхождение, именно Пушкин смог постигнуть и, что самое главное, передать, раскрыть в своих произведениях суетность, неохватность и глубину русской души. Для поэтессы ее литературный кумир — это недостижимая вершина: «Пушкин — тога, Пушкин — схима, / Пушкин — мера, Пушкин — грань... / Пушкин, Пушкин, Пушкин — имя / Благородное — как брань». Цветаева была очень привязана к России, к ее культуре, и тем тяжелее ей было уезжать отсюда. Марина Цветаева не смогла принять Октябрьскую революцию: «...призывное: СССР, — / Не менее во тьме небес / Призывное, чем: SOS». Она остро переживала за Россию, за те испытания, которые приходилось переносить ее Родине: «Так, господи! И мой обол / Прими на утвержденье храма / Не свой любовный произвол / Пою — своей отчизны рану». Поэтесса вынуждена была эмигрировать, однако и на чужбине она чувствовала себя одинокой и не могла забыть о России. Несколько своих произведений Марина Цветаева посвятила дороге, вернее, своему отъезду из уже Советской России: «Беглецы? — Вестовые? / Отзовись, коль живые!» Женщина так и не смогла прижиться на чужбине. В своих стихах она, обращаясь к сыну, просит его вернуться в родную страну: «Ни к городу и ни к селу — / Езжай, мой сын, в свою страну, — / В край — всем краям наоборот!» Цветаева вернулась на Родину. Несмотря на ее неприятие новой России, Родина всегда остается Родиной, а значит, самым лучшим местом на свете: «Езжай, мой сын, домой — вперед — / В свой край, в свой век, в свой час». Вернувшись на родину, поэтесса увидела уже совершенно другую, чужую ей Россию. Ей пришлось пережить много бед. Она потеряла детей, мужа. Кризис назревал и в духовном плане: она так и не смогла найти себе единомышленников. Марина Цветаева сознательно ушла из этой жизни, сделав свои стихи 1911 года пророческими: «Я слишком ясно поняла: / Ни здесь, ни там... Ни здесь, ни там...».






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Цветаева > Тема Москвы и Родины в произведениях М И Цветаевой