👍Сочинение НОВАТОРСТВО А П ЧЕХОВА ДРАМАТУРГА НА ПРИМЕРЕ ПЬЕСЫ «ЧАЙКА» Чайка
НОВАТОРСТВО А П ЧЕХОВА ДРАМАТУРГА НА ПРИМЕРЕ ПЬЕСЫ «ЧАЙКА» - сочинение

Антон Павлович Чехов — не только выдающийся русский писатель, но и выдающийся драматург мирового уровня. Столетняя годовщина смерти Чехова имела большой резонанс во всем мире. В Германии, в небольшом немецком курортном местечке, где скончался Чехов, был открыт памятник русскому писателю и драматургу. Это еще раз доказывает непреходящее значение чеховских пьес, которые остаются современными и по сей день. Одной из таких пьес можно назвать «Чайку», которая остается одной из самых популярных драматических произведений мира. В этой пьесе Чехов выступает как новатор, прокладывающий путь драматургии XX в.
Жизнь, показанная в «Чайке», груба, прозаична, однообразна и в то же время приподнята над бытом. Первые же реплики, открывающие «Чайку», звучат не так, как это бывает в бытовых пьесах.
Медведенко. Отчего вы всегда ходите в черном?
Маша. Это траур по моей жизни. Я несчастна.
Это символический лейтмотив образа Маши и лирическая увертюра ко всей драме. Символизм пронизывает все произведение: символично само название, символический смысл имеет и образ чайки. Этот образ связан у Чехова и с судьбой Треплева (он сам предсказывает, что убьет себя, как убил чайку), и с судьбой Нины, и с Тригориным, и с общим смыслом произведения. Тригорин сначала увидел в убитой птице сюжет для небольшого рассказа о девушке, загубленной, как чайка, а потом забыл этот незначительный эпизод, забыл чайку и Треплев. По замыслу драматурга только зритель должен помнить чайку от начала пьесы и до конца, потому что убийство чайки — это нерв драмы. Чайка символизирует собой что-то важное, но бессмысленно загубленное и забытое, относящееся ко всей жизни.



Символический характер по ходу действия приобретает и театральная эстрада, выстроенная для представления пьесы Треплева. На ней читался монолог о мировой Душе, около нее звучали слова о высокой любви и произносились декларации о новых формах в искусстве. Это было в начале пьесы. В конце же любовь Треплева и Нины Заречной терпит крах, мечты о создании новых форм в искусстве остаются неосуществимыми, жизнь Треплева движется к трагическому финалу. Все это предваряется в начале последнего действия репликой Медведенко: «В саду темно. Надо бы сказать, что сломали в саду тот театр. Стоит голый, безобразный, как скелет, и занавеска от ветра хлопает. Когда я вчера вечером проходил мимо, то мне показалось, будто кто в нем плакал». Плакала там Нина Заречная, некогда полная радостных ожиданий перемен в судьбе. Старый театр — свидетель ее несбывшихся надежд — пойдет на слом. Печальный смысл этого эпизода понятен: комедия закончилась, началась трагедия. Треплев усматривал залог возрождения театра в мистериальности и абстрактности пьес, отвергая реалистически-бытовую драматургию. Чехов же придерживается другой точки зрения. Он сохраняет реалистический театр, но пронизывает эпизоды элементами иной стилистики: появляются глубоко символические образы, в особенно напряженных местах драмы речь персонажей начинает звучать как стихотворения в прозе, самые нейтральные реплики неожиданно приобретают иной, порой даже мистический смысл. Например, когда Аркадина говорит: «Непокойна у меня душа. Скажите, что с моим сыном? Отчего он так скучен и суров?», — это уже похоже на монолог высокой трагедии. Такие возвышенные и пафосные реплики и монологи возникают у Чехова на будничном фоне, стилистически возвышая бытовую мелодраму. Изящество чувств и мыслей героев пьесы проявляется на фоне вполне обыденной, пошлой и часто грубой жизни. Чехов всегда совмещает смешное и странное, пафосное и простое. Подчеркнутый романтизм и лиризм диалогов Нины и Треплева не единственная их речевая характеристика. Тот же Треплев произносит вполне прозаические фразы, брюзжит и даже бранится. Задача Чехова состояла не в том, чтобы отвергнуть прозу жизни, отвернувшись от нее. Его задача — показать, как в бедной и убогой жизни у самых обыкновенных людей возникает томление духа и появляются смутные надежды на возможность иного существования. В репликах, возгласах, рассуждениях героев «Чайки» и последующих пьес звучит тоска по общему смыслу бытия. Люди хотят знать, зачем они живут, для чего страдают. Все эти черты драматургической поэтики соединяются с недосказанностью пьесы, незавершенностью судеб ее героев, с общим принципом изображения жизни как процесса длящегося, не разложимого на замкнутые, законченные эпизоды. В этом состояло новаторство Чехова-драматурга. Непреходящее значение пьес Чехова заключено не только в новаторстве, высоких словах и драматических столкновениях, но и в лиричности, нежности и тонкости.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Чайка > НОВАТОРСТВО А П ЧЕХОВА ДРАМАТУРГА НА ПРИМЕРЕ ПЬЕСЫ «ЧАЙКА»