А Чайковский Короткий биографический очерк о писателе «За сестрой» Содержание произведения ч1 - сочинение

Цель:           ознакомить школьников с жизненным и творческим путем А. Чайковского, начать работу над идейным содержанием произведения «За сестрой» (І, ІІ части), выяснить историю написания повести; развивать внимание, память, логическое мышление, умение грамотно высказывать свои мысли, строить основательные заключения; активизировать словарь учеников; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать познавательный интерес к творчеству А. Чайковского, чувство любви к родному краю, народу, гордости за свою Родину.

Тип урока:      усвоение новых знаний.

Оборудование: портрет А. Чайковского, библиотечка его произведений, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I.  Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний в форме беседы с вопросами.

    С какими захватчиками боролся украинский народ? 
    Что вам известно о монголо-татарах? 
    Почему наш народ непобедимый в борьбе с завоевателями? 
        Каких выдающихся предводителей – защитников Родины вы знаете? Чем они прославились? 
        Прокомментируйте высказывание А. Довженко: «Без прошлого нет будущего». 
        Почему украинцы ценят те достояния, которые наши предки выбороли в жестокой борьбе с врагом, жертвуя собственной жизнью? 
        Как вы относитесь к своим родным, друзьям? Всегда ли находите согласие? Собственный ответ прокомментируйте. 

III. Объявление темы, цели урока.
Мотивация учебной деятельности школьников.

 

IV. Обработка материала темы урока.

Историческая проза А. Чайковского будила (и будет будить дальше!)

любовь к книге, к истории своего народа и его казацкой славе,

к упорству и отваге, побратимству, безоглядному самопожертвованию, но

самопожертвованию умному, взвешенной любви к своей земле и народу.

В. Яременко.

Жить — отчизне служить.

Народная мудрость.

1. Жизненный и творческий путь А. Чайковского. Материал для учителя

Андрей Чайковский

(1857-1935)

Родился в г. Самборе на Львовщине в семье мелкого члена правительства. Рано остался сиротой, воспитывался у родственников. Значительную роль в его детстве сыграла бабушка. От нее наслушался сказок, легенд, пересказов о прошлом своего края, научился читать. В гимназии заинтересовался историей и культурой Украины, возглавил тайный молодежный кружок. Тогда же и попробовал писать художественные произведения. После окончания Львовского университета работал адвокатом, занимался просветительской деятельностью. В годы национально-освободительных восстаний был на стороне Центрального Совета, входил в правительство Западноукраинской Народной Республики. С 1919 г. жил в г. Коломые, где и умер от тяжелой болезни.

Его первые книги рассказов, повестей, юморесок были положительно оценены И. Франко, М. Коцюбинским. А такие произведения, как «Олешка», «В чужом гнезде», «За сестрой», «Казацкая месть», «Солнце заходит», «Богдан», «Сагайдачный», имели широкий читательский резонанс не только в Украине - выходили в Вене, Праге, Кракове, в США и Канаде.

2. Теория литературы.

2.1. Героико-романтическая повесть.

    Повесть — прозаический жанр описательно-повествовательного типа, в котором жизнь подается в виде ряда эпизодов из жизни героя, средняя эпическая форма, которая показывает этап жизни героя. По объему повесть больше, чем рассказ, и шире изображает человеческую жизнь, охватывая ряд ее эпизодов, которые составляют период жизни главного персонажа. В ней больше событий и действующих лиц; отчасти отличается хронологическое развитие сюжета и соответствующее построение композиции. Чаще всего это история жизни человека, рассказанная или от лица автора, или от лица самого героя. Значение термина на протяжении нескольких столетий изменялось. 
    романтический (произведение) — проявляется в показе идеального героя, его духовного мира и его идеалов, ради которых он вступает в борьбу.
    Героический (произведение) — стремление показать величие человека (героя), который осуществляет подвиг, что-то невозможное, рискуя; утверждение величия подвига.
    Героико-романтическая повесть — эпическое произведение среднего размера, в котором действует герой (или несколько героев) идеальный, духовно богатый, он старается вступить в борьбу за справедливость, правду и стремится это подкрепить примером конкретных поступков, дел.


 

2.2. Романтический герой — человек, который является частью всеобъемлющей природы, он индивидуально-самоценен, неповторимый: параллельное изображение природы и человека. Идеал общественно активного, деятельного человека; черты положительного героя - преданность интересам Украины, храбрость, способность к самопожертвованию, патриотизм.

2.3. Композиция (от лат.— составление, объединение) — соотношение частей произведения, которое отражает сложность изображаемых в нем явлений жизни; последовательное построение, размещение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения; построение произведения, обусловленное его содержанием и жанровой формой. Присуща любому произведению. Составной частью композиции является сюжет.

Он состоит из таких элементов: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки.

•  Экспозиция — часть произведения, в которой сообщается о времени и месте событий, об обстоятельствах, которые стали причиной конфликта (начальная ситуация). Экспозиционные сведения могут излагаться в начале произведения, даваться после завязки, быть отодвинутыми в глубь произведения.

Если экспозиция дается в начале произведения, она будет прямой, после завязки - задержанной, в конце произведения - возвратной.

    Завязка действия — событие, с которого начинается действие и благодаря которому возникают следующие события. Завязка подводит читателя к пониманию проблемы, поставленной в произведении.
    Развитие действия (перипетии) — часть произведения между завязкой и кульминацией, где писатель показывает путь решения конфликта. Это наибольшая часть произведения, в которой отображается ход событий.
    Кульминация (от лат.— вершина) — момент высочайшего напряжения действия, вершина действия, вершина конфликта; кульминация проявляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно; после нее действие ослабляется.
    Развязка — то место в произведении, где показаны результаты кульминационного столкновенья между персонажами, развитие действия завершается.

В литературном произведении также есть и внесюжетные элементы:

    разнообразные описания (портреты, пейзажи, интерьер);
    высказывания действующих лиц (диалоги, монологи);
    лирические отступления.

 

3. Андрей Чайковский «За сестрой».

3.1.    История написания произведения.

Повесть «За сестрой» (1907) создана на основе долгодействующего изучения исторических материалов времен татарских нападений на украинские земли и их тщательной художественной обработки. В центре - захватывающая история юного Павлуши, младшего сына из казацкого рода Судаков, который спас от татарского плена свою сестру Анну.

Тема: воспроизведение страшных картин порабощения татарскими захватчиками украинского народа; изображение Павлуши, который прилагает любые усилия, мужества, настойчивости, старательности, сообразительности для спасения своей сестры из татарского плена.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Чайковский > А Чайковский Короткий биографический очерк о писателе «За сестрой» Содержание произведения ч1