👍Сочинение А Чайковский Короткий биографический очерк о писателе «За сестрой» Содержание произведения ч2 Чайковский
А Чайковский Короткий биографический очерк о писателе «За сестрой» Содержание произведения ч2 - сочинение

3.2.Идея: прославление казаков — защитников родной земли, Павлуши — отважного рыцаря, их благородства, ответственности, мужества; осуждение татар и украинцев-предателей.

3.3.Основная мысль: только любовь к родной земле, родительскому дому, только сила воли, целеустремленность, дружеское упорство поможет преодолеть любого врага ради счастья, радости, мира в каждом украинском жилище.

3.4.Жанр: героико-романтическая повесть.

3.5.Проблематика повести:

 

    родители и дети;
    жизнь и смерть;
    радость и трагедия;
    ответственность и безопасность;
    верность и измена;
    добро и зло;
    искренность и хитрость, льстивость, коварство.

3.7.    Работа над І разделом произведения.

3.7.1.Выразительное чтение или пересказ отдельных интересных эпизодов из раздела.

3.7.2. Тема: изображение жизни жителей села Спасовка до нападения татар и уничтожение спасовчан захватчиками.

3.7.3. Идея: осуждение жестокости, жажды к обогащению, насилию (татарва).

3.7.4.Основная мысль: невнимательность одного стоила жизни многим.

3.7.5.Композиция:

Экспозиция: знакомство с жителями села Спасовка, условиями их жизни.

Завязка: рассказ деда Андрея о татарве, бедах, которое они приносят.

Кульминация: татары сожгли Спасовку, а жителей — поубивали, остальных — забрали в плен.

Развязка: Павлу единственному удалось убежать от захватчиков.

 

3.7.6. Сюжет.

Рассказ о жителях села Спасовка: обычаи, обряды, особенности поселения, взаимоотношения, деятельность.

Среди спасовчан - семья Судаков (дед Андрей, его сын Степан с женой Палажкой, два сына - Петр и Павел, дочь Анна).

Павел - разбойник, всегда защищал сестру Анну. Во время нападения татарвы село Спасовка сгорело, его жителей или убили, или забрали в плен. Павлу удалось убежать от захватчиков, он решает разыскать сестру и освободить ее из плена.

3.7.7. Обсуждение содержания І раздела с вопросами.

    Что вам известно о татарах из произведения И. Франко «Захар Беркут»?
        Каким вы представляете село Спасовку? Как об этом сказано в произведении? («На правом берегу реки Самары, которых десять миль от Днепра, лежало украинское село Спасовка. Так же была похожа своим пренебрежительным видом на другие села: такие же самые дома из дерева и глины, покрытые соломой или камышом. Дома стояли рядышком, окошками на юг, окруженные огородами и садами. Посреди села большая площадь, на которой стояла небольшая деревянная церковь, а возле нее убогое поповство. Не было здесь видно сверху никакой зажиточности. Каждый клал такую хатку, чтобы легче перед стужей и жарой защититься, а более ничего»).
        Что имел в виду А. Чайковский отмечая, что... то были страшные времена татарских набегов на Украину?
        Как люди относились к строительству своих домов? Почему? («Никто и не думал тратиться на строение красивых домов с хоромами, так как никто не знал, что завтра произойдет…»).
        Где именно сооружали люди дома? С чем это было связано? («В те времена выбирали люди под свое жилье такие места, которые, по их мнению, давали бы лучшую защиту перед врагом и в которых можно бы найти лучшие условия жизни: так вот недалеко от воды или над водой, а затем близко круг леса или камыша, где бы, на случай татарского набега, наиболее безопасно бы было спрятаться или откуда можно было легко убежать от языческой неволи»).
        Почему село было названо Спасовкой? («Спасовчане зашли сюда из-за Днепра также после татарского погрома, а потому что остановились на том месте на самого Спаса, итак и прозвали свое село Спасовка»).
        Из-за чего, на ваш взгляд, А. Чайковский называет свое произведение рассказом, хотя жанровой направленностью это произведение является повестью?
        Каким образом жители одного села информировали людей других местностей о набегах татар? («К тому еще они условились с соседними селами, чтобы в каждом были наготове бочки со смолой, которые на случай татарского набега надо было зажечь и таким способом сообщить другим об опасности»).
            Чем прославлялся род Судаков? («...Не было между ними ни одного, который бы не бывал на Сечи между низовым обществом. Из этого выходило, что их было мало»).
            Какие отношения были между Павлушей и Анной? («Павлуша и Анна любились очень. Он ее учил втайне от деда тем всем штукам, которым научился от дедушки, так как дедушка часто повторял, что это не женское, а казацкое дело. ...Завелась между детьми такая любовь, что друг без друга жить не могли, и, кажется, не было ничего такого, чего бы Павлуша для Анны не сделал»).
            Как крестьяне относились к проведению праздников? О чем это свидетельствует?
                Из-за чего Павлуша боролся со старшим  себя мальчиком? («Не задевай Анну. Никто не смеет ее тронуть, а то побью»).
                О чем состоялся разговор между дедом Андреем и Филимоном?
                Как жители села восприняли церковный звон на тревогу? Прочитайте об этом. («Дети стали плакать, а дед выбег стремглав из дома... На дворе стало ясно от пожара. Целое село проснулось. Люди с криком, шумом и вскриками стали спасать свою рухлядь. Выгоняли товар с конюшни и выносили из домов свои пожитки.


Дети плакали, женщины голосили. Казаки звали друг друга, и никто никого не слушал. Каждый делал как знал, а кое-кто таки не знал, что ему делать, и стоял без дела»).

    Почему крик «Аллах! Аллах!» растерянные от пожара спасивчане восприняли по-особенному? («Этот крик был такой могущественный и дикий, что приглушил все крики и вскрики в селе. И не то что приглушил, но от того чертового крика все в селе притихло. Все замолкло, будто очарованное. Даже товар занемел. Каждый стоял с языком закаменелым и не знал что делать... Казалось, что какая-то черная, как ночь туча, упала на землю и сунет лавой с двух сторон в село»).
    Как семья Судаков защищалась от татар?
    Из-за чего татары старались не убивать женщин?
        В чем проявилось мужество Палажки, защищая детей от поработителей? («...Палажка стала защищаться кулаками, будто молотами, и зубами.., будто невменяемая, кусала и била кулаками и раскинула татар, будто околоты»).
        Опишите, как «властвовали» татары в беззащитном селе? («Татары порезали или связали тех, что были на площади, а теперь гонялись за девушками, ловили их, вязали и свозили в одно место круг церкви. Некоторые бросились сгонять товар, ловить коней и грабить. ...Татары стали вытягивать казацкие телеги, запрягали пойманных волов и грузить награбленное добро.., разбивали топорами сундуки и вытягивали деньги и лучшую одежду, а все другое выбрасывали в огонь»).
        В каком состоянии находился Павлуша от увиденного им, что делали татары? («Ему еще шумело в голове от татарского удара. Голова болела. Он знал, что это не сон, а все же таки не мог сдвинуться с места, так задеревенел весь»).
        Каким образом Павлуша прятался от татар?
            Что ощущал Павлуша во время собственной опасности? Как бы вы повели себя на месте мальчика?
            Какая опасность ожидала мальчика, когда тот убегал от татар?
                Что было характерным для татарского коня? («...Татарский конь умеет по-мастерски плавать, и мальчик не боялся ничуть, что конь утопится»).
                Какими теперь представлял мальчик татар вопреки рассказам деда? («Его окутал страх. В его представлении татарва была такой силой, что ее никто не победит»).

3.8. Работа над ІІ разделом повести.

3.8.1.Выразительное чтение отдельных интересных эпизодов раздела.

3.8.2.Тема: знакомство Павлуши с казаком Непорадным, встреча мальчика со своим братом Петром.

3.8.3.Идея: прославление казацкой доброты, чуткости, благородства; уважительного отношения друг к другу.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Чайковский > А Чайковский Короткий биографический очерк о писателе «За сестрой» Содержание произведения ч2