А Чайковский Короткий биографический очерк о писателе «За сестрой» Содержание произведения ч3 - сочинение

3.8.4.Основная мысль:

 

1)    Свиридова могила - место, которое соединяет прошлое и время, которое происходит в произведении.

2) Сила и мужество казаков в их сплоченности, поддержке друг друга, взаимопонимании.

3.8.5. Композиция.

Экспозиция: описание украинской степи, рассказ о роли Свиридовой могилы для казаков, знакомство с казаком Семеном Непорадным.

Завязка: необыкновенная встреча Непорадного с Павлушей.

Развитие событий: описание быта и досуга казаков.

Кульминация: встреча Павлуши с братом Петром.

Развязка: после отдыха казаки решают осуществить наступление на татар.

3.8.6. Сюжет.

Описание украинской степи. Рассказ о роли Свиридовой могилы для казаков. Семен Непорадный снимает с коня раненого Павлушу, предоставляет ему приют.

Приезд казацкого отряда, в котором служил Петр, брат Павлуши. Встреча братьев. Из рассказа Павлуши Петр узнает о пожаре в Спасовке и трагической судьбе своих родных. Дед Афанасий лечит Павлушу. Казаки решают утром догнать татарское войско и напасть на него.

3.8.7. Обсуждение содержания ІІ раздела повести с вопросами:

• Какой представлялась степь Павлуше? («Оболонь покрыта травой, которая вам сия тратит по пояс. Между травой цветы аж хватают за глаза своими цветами. А гляньте вокруг себя... Нигде края не видно. Горизонт неба, будто полушарие, кругом вас далеко покоится на земле. Нигде ни леса, ни горы, лишь муравейники видно. А поедете десять миль в какую-нибудь сторону — то же самое и то же самое... ни края, ни берега»).

Для чего, на ваш взгляд, А. Чайковский так подробно описывает красоту степи?

Какое значение имела Свиридова могила для казаков? («...Старшие казаки знали, где стоит Свиридова могила, и каждый к ней попадет, хотя бы и ночью. Вот потому зачастую казаки уславливались собираться на Свиридовой могиле как на месте, где могут наверное съехаться. Здесь и река под стороной, где можно напоить, и трава здесь лучшая для выпаса, и кусты над рекой, где при случае и спрятаться можно»).

Что означало зарево, которое увидел казак на западе утром? Как он отреагировал на него?

Найдите в произведении описание внешности казака Семена Непорадного. («...Был коренастый казак лет тридцати. Одетый в широченные, как море, красные штаны, которые подпоясывал широким шелковым поясом. На ногах добрые шкаповые сапоги. Рубашка была подрана и замазанная и на груди широко расстегнутая. Откуда выглядывали широкие космы и на солнце загорелая грудь. Моясь, засучил рукава по локти и показал жилистые руки…») О чем это свидетельствует?

Какие имена получали казаки на Сечи? («На Сечи давали каждому имя, с которым не расставался уже до смерти. Хоть бы как казака некрасиво назвать, он этого не стыдится. Казаки говорили: «Не имя тебя красит, а ты его красота». Наиболее чванился казак тем, когда на деле доказал, что он не является таким, каким его при первой возможности прозвали»).

Из-за чего Непорадный не разводил вечером огня? Как Павлуша встретился с Непорадным? О чем мальчик рассказал казаку?

Для чего, по вашему мнению, татары, когда захватили село Спасовку, зажгли его с четырех сторон?

Какую помощь предоставил казак Непорадный Павлуше?

На основании чего Непорадный решил, что для татарина основной ценностью был не убегающий Павлуша, а лошадиное седло?

Как состоялась встреча Непорадного с полусотней казаков? Чем был полезен дед Афанасий в казацком отряде? («...Стрелял из ружья так, что птицы во время полета не промахнулся. К тому же он умел лечить раны зельем, и через то радушно принимали в компанию»).

При каких обстоятельствах Павлуша встретился со своим братом Петром? О чем между ними состоялся разговор?

Почему дед Афанасий предостерег казаков от необдуманного нападения на татар? («И вот оно говорится: не скачи в воду, как не знаешь брода. Мы не знаем, сколько поганцев есть. Я думаю, что их будет больше, как нас. Когда бы меньше, они бы не отважились нападать на Спасовку»).

 

V. Закрепление изученного материала.

1. Проведение тестового опрашивания.

I раздел произведения.

    Село Спасовка находилось на правом берегу: а) Самары; б) Днепра; в) Каялы.
    Какая историческая эпоха отображена в произведении?

а) Крепостничества; б) борьбы украинского народа с монголо-татарами; в) современность.

3. Посреди села можно было увидеть:

а) большой магазин; б) деревянную школу; в) деревянную церковь.

    На месте, где расстроилось село Спасовка, рос: а) густой лес; б) терновая роща; в) яблоневый сад.
    Из-за чего село называлось Спасовкой?

а) Люди поселились именно на праздник Спаса; б) в честь героя-спасителя; в) поскольку женщины этого поселения пекли вкуснейшие пояса.

    Спасовчане имели знаменитые на целую Заднепрянщину: а) пасеки; б) леса и рощи; в) грушевые сады.
    Дед Андрей считал своим долгом научить Павлушу к: а) ведению домашнего хозяйства; б) кузнечному делу; в) рыцарскому ремеслу.
    В прошлом дед Андрей был:

а) гончаром; б) кузнецом; в) казаком.

9. Кто из святых должен был защитить овощ от саранчи?
а) Николай; б) Покрова; в) Василий.

    Что произошло с дедом Андреем вследствие борьбы с татарами? Его: а) забрали в плен; б) убили; в) искалечили.
    Каким образом Павлуша нашел возможность убежать от татар?

а) Перелез через изгородь села; б) прятался в терновых кустах; в) с помощью коня, который остался без ухода захватчиков.

12. Почему дозорный-татарин увидел убегающего Павлушу? Так как мальчик:
 а) был в белой рубашке; б) громко выкрикивал о мести врагу;
 в) когда бежал, разбил кувшин.

II раздел произведения.

1. О красоте украинской степи люди:

а) пели в песнях; б) составляли поэзии; в) рассказывали много интересного.

2. Свиридова могила - это место, где:

а) казаки зачастую могли съехаться для встречи;

б) скрытые татарские сокровища;

в) можно было увидеть множество красивых цветов.

3. На Сечи Семен Непорадный прославлялся:

а) мужской красотой; б) незаурядной силой;

в) умением красиво петь и рассказывать интересные легенды.

4.  Непорадным Семена называли из-за того, что он:

а) был малоразговорчивым; б) ошибался в своих советах; в) в какой-то встрече с татарином не умел себе дать совет.

5.  Имя казакам давали: а) на Сечи, ни у кого об этом не спрашивая; б) во время церковной службы; в) старцы, которые принимали участие в военных похоронах.

6.  Проснувшись утром, Непорадный решил приготовить: а) уху; б) кашу; в) суп.

7.  В седле коня, на котором Павлуша убежал от татар, Непорадный нашел: а) деньги; б) золотые вещи; в) изумрудные камни.

8.  Казаки с свою компанию приняли сечевого деда Афанасия, так как он: а) знал, каким зельем лечить раны; б) нуждался в посторонней помощи; в) умел вкусно готовить пищу.

9.  Среди казаков Павлуша встретился с: а) казаком-земляком; б) братом Петром; в) мальчиком такого же возраста, как и он.

 

10.  Какое художественное средство использовал автор в фразе: «От чего Петр печальный был, будто сова в полдень»? а) Инверсию; б) метафору; в) сравнение.

11.  Сколько казаков приехало к месту пребывания Непорадного? а) Сто; б) пятьдесят; в) тридцать один.

12.  Кому из героев произведения принадлежит следующая мысль: «Я вижу, что у татар ценнее седло, чем сам конь с татарином»? а) Деду Афанасию; б) Семену Непорадному; в) деду Андрею. Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 0,5 балла.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Чайковский > А Чайковский Короткий биографический очерк о писателе «За сестрой» Содержание произведения ч3