А Чайковский «За сестрой» Главная мысль произведения ч2 - сочинение

С. Непорадниы отпускает плененного им татарина на волю.

 

2.7. Беседа с вопросами:

    Какой представлял Павлуша битву казаков с татарами? («Увидит, как казачество встретится с татарами, теми страшными чертями, которые этой ночью так свирепствовали в Спасовке»).
    О ком беспокоился Петр перед боем? («Ты, брат, считай, лишь бы где в груду не попал. Держись сотника или деда Афанасия. Держи хорошо коня») Поему? («Теперь ему стало неловко, когда подумал, что его могут убить, а тогда Павлуша станет круглым сиротой, на опеке чужих людей. Мальчику именно теперь необходима забота, а ему честь казацкая не позволяет остаться позади и следить за братом»).
    В чем проявилась радость Петра перед боем?
        Погодные условия содействовали или препятствовали битве казаков с татарами? («Был полдень. Солнце ужасно пекло. И кони, и люди попрели. Земля гудела глухо от лошадиного цокота. Кони обмахивались длинными хвостами и головами от мух, которые роем летали над ними»).
        Из-за чего казаки не смогли неожиданно захватить татарский лагерь? («Татары, не увидев на могиле дозорного, забеспокоились...»).
        Какими вы вообразили татар? Выразительно прочитайте, как об этом указано в произведении. («Перед ними были татары. Кони лежали в траве. За ним стояли рядышком казацкие телеги. К телегам с другой стороны прицеплены были волы, которые лежали в траве. А дальше стояли татарские арбы между татарами»).
        Чем был поражен Павлуша после боя? («Он увидел то, что дедушка ему рассказывал, и это показалось правдой. Теперь татары не казались ему такими страшными, как вчера. Казаки более сильные. Когда бы так было вчера, не убили бы они дедушку и маму, не взяли бы сестру в плен»).
        Какую тактику избрал Треска во время боя?
        Как во время битвы отображено упорство, взаимная поддержка казаков?
        Сжато опишите битву казаков с татарами.
            Как повел себя пленный молодой Мустафа-Ага? («Не смей, гяур, пренебрегать его светлость хана ханов, так как он вас всех перережет или в плен возьмет»).
            Почему пленный молодой Мустафа-Ага, по мнению Недоли, имел большую ценность? («Этот татарин для нас ценнее, чем сегодняшняя победа. Полковник приказал мне непременно достать какого-нибудь знатного татарина. От него он думает узнать кое-что о намерении орды»).
            Каким образом осуществлялось погребение казаков? В чем особенность этого ритуала? («Каждый прощался с товарищем. Один казак прочитал над трупами молитву, и теперь складывали их на дно ямы так осторожно, как мать кладет искупанного ребенка в колыбель. Головы понакрывали красными китайками. Возле каждого положили его оружие, перекрестили и начали молча горстями насыпать землю. Каждый казак кинул хоть ком земли»).
            Что получили казаки после победы над татарами? («Из этой битвы получили казаки немало пользы. У татар нашли много червонцев, таляров, поймали больше сотни хороших коней и забрали татарское оружие»).


• Почему Непорадный отпустил пленного татарина? Как на это отреагировал сам татарин? («Татарин радовался очень. Он не надеялся на такой конец и чувствовал себя очень счастливым»).

VI. Закрепление изученного материала.

1. Решение тестовых задач.

III раздел повести.

1. Непорадный был мастером:

а) хорошо петь; б) вкусно готовить пищу; в) орудовать арканом.

    Во время борьбы с татарином С. Непорадный не хотел: а) проявить свою слабость; б) думать о собственной смерти; в) применять саблю.
    Среди компании казаков татарский язык знал:

а) Петр; б) дед Афанасий; в) Семен Непорадный.

4. Сколько человек насчитывал татарский отряд, который осуществил набег на Спасовку?

а) Тысячу; б) четыреста; в) семьсот.

5. Почему татары напали на жителей Спасовки? Поскольку спасовчане:
 а) не платили им налоги; б) были богатыми;

в) провоцировали их на это.

    Отрядом татар, которые осуществили набег на татар, руководил: а) Ибрагим; б) Гасан; в) Мустафа-Ага.
    Андрей Недоля за неосторожность казаков в степи назвал их: а) птенцами; б) чабанами и торговцами;

в) безопасными и неорганизованными.

8. По мнению деда Афанасия, «где две гадзины, там...»:

а) постоянные ссоры и бранное слово; б) согласие и счастье; в) дом неметеный.

9. Военной добычей С. Непорадного был татарский:
 а) меч; б) конь; в) амулет.

10. Павлуша и татарин договорились между собой о том, что:

а) мальчик отдаст ему седло; б) они обменяются конями; в) татарин поможет Павлуше найти сестру.

    Татарин приближался к обозу, как: а) лиса; б) кот; в) волк.

12. По мнению татарина, когда человек спит на солнце, то: а) его тело загорит или обгорит; б) сон его тяжелый; в) он должна иметь при себе разряженное оружие.

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

IV  раздел произведения.

1. Татары в произведении названы:

а) демонами; б) вурдалаками; в) чертями.

2. Казаки шли на бой с татарами, будто на:

а) праздник; б) встречу с давними знакомыми; в) рыцарский турнир.

 

3.  Что ощущал Павлуша перед боем казаков с татарами? а) Радость и приподнятость; б) равнодушие ко всему; в) ужас.

4.  Убегая от татар, которые жгли Спасовку и уничтожали ее население, Павлуша успел захватить: а) печеный хлеб; б) бубликов с медом; в) жареных пирожков.

5.  Какая река протекала неподалеку от места остановки татар? а) Донец; б) Самара; в) Каяла.

6.  Татарское войско перед боем расположилось: а) кругом; б) полумесяцем; в) небольшими кучами.

7.  Бросаясь в бой, татары выкрикивали: а) «Аллах!»; б) «С нами Аллах!»; в) «Бей русичей!».

8.  Во время боя татары роились, будто: а) пчелы; в) шершни; в) осы.

9.  После окончания боя дед Афанасий: а) отыскивал у татар добычу; б) следил за конями; в) перевязывал раненых.

 

10.  Казаков татары называли: а) русинами; б) гаурами; в) гиреями.

11.  После окончания боя:

а) казаки ограбили татар; в) татары ранили Павлушу;

б) в плен к казакам попал молодой Мустафа-Ага.

12. После битвы с татарами казаки получили немало пользы, а именно:
 а) поймали больше сотни хороших коней; б) забрали ковры; в) освободили плененных.
Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Работа на карточках. Карточка № 1.

1.  Исследуйте, в чем проявилось мужество, изобретательность, сообразительность казаков во время боя с татарами? Отвечая, ссылайтесь на факты из произведения.

2.  Посудите, достойны ли казаки уважения, славы у нашего народа? Каким вы представляете современного казака? Свои мысли обоснуйте.

3.  Подкрадываясь к заснувшим казакам, татарин хотел: а) порезать запорожцев; б) похитить Павлушу; в) забрать свое седло.

Карточка № 2.

1.  Охарактеризуйте С. Непорадного. Какое впечатление он оказал на вас?

2.  Прокомментируйте, что имел в виду дед Афанасий, говоря: «...Где две газдины, там дом неметеный». Свои соображения мотивируйте.

3.  «Гей, казаки! Вставайте! — кричал охрипшим голосом Непорадный.— Имеем гостя». О каком госте идет речь? а) Б. Хмельницком; б) деде Андрее; в) татарине.

 

Карточка № 3.

1. В чем, на ваш взгляд, проявилось коварство, хитрость татарина? Бывают ли такие «татары» в нашем обществе? Собственные мысли обоснуйте.

    Дайте собственную оценку поведению казаков во время боя с татарами. Из-за чего они одолели огромную силу? Отвечая, ссылайтесь на факты из произведения и собственные наблюдения.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Чайковский > А Чайковский «За сестрой» Главная мысль произведения ч2