Актуальность произведений А П Чехова (По рассказам «Маска» «Мелюзга») - сочинение

1.	Маленькие осколки современности.
2.	Болезнь общества.
3.	Наше место в этом мире.
Всем известны маленькие рассказы А. П. Чехова. Писатель — один из немногих, кто смог в кратких формулах выразить отношение человека к жизни и занимаемому им положению. «Чехов написал 500 рассказов, и они, как осколки огромного зеркала, отразили огромную Россию... и прав был один из современников Чехова, сказавший, что если бы Россия исчезла вдруг с лица земли, то по чеховским рассказам ее можно было бы восстановить до мельчайших подробностей...» — писал Л. Емельянов. А зачем нам, живущим, сто лет спустя после их появления эти маленькие ос 
колки? По ним мы можем воссоздать картину не только чеховской эпохи, но и современной России. Ведь те вопросы, что ставит Чехов в своих маленьких рассказах, актуальны и сегодня. Самое главное — ощущение своего места в этом мире. Ведь как человек в том или ином обществе поставит себя, так его и будут принимать окружающие. Ярким примером этим словам служит рассказ «Маска».
На бале-маскараде появляется маска, главный герой произведения. Он устраивает скандалы в тихом уголке-читальне на балу. Окружающие начинают возмущаться его поведением. Но как только он снимает маску, все узнают в нем местного миллионера Егора Нилыча Пятигорова. И естественно, что только он (фабрикант, потомственный почетный гражданин, известный любовью к просвещению) мог позволить себе так вести себя. Другие персонажи менее уверены в своем статусе. Хотя в начале рассказа они ведут себя вполне уверенно. «Я просил бы вас потише, — сказал один из интеллигентов, поглядывая на маску через очки. — Здесь читальня, а не буфет... Здесь не место пить».
Представленное в начале рассказа столкновение маски с интеллигентами носит иронический характер и не терпит ни малейшего компромисса. Кажется, что маска ведет себя вполне естественно и даже немного оригинально на балу-маскараде. Люди, забившиеся за столики с газетами, лишь портят атмосферу веселости и праздничности. Эту атмосферу и нарушает вошедшая маска: «...в читальню вошел широкий приземистый мужчина, одетый в кучерский костюм и шляпу с павлиньими перьями, в маске». Маска скрывает истинное лицо незваного гостя. Наверное, поэтому «интеллигенты» и не собираются терпеть его хамство. «Вы обращаете читальню в кабак, вы позволяете себе бесчинствовать, вырывать из рук газеты! Я не позволю!» — кричат один из них. Но угрозы ничего не изменили в поведении маски.
Разве эта ситуация не из нашей жизни? Когда незнакомцу мы можем порой нагрубить без колебаний. Если же слова не возымели силу, то, как правило, мы вспоминаем наших именитых родственников или собственные заслуги. Так поступают и чеховские герои: «Вы знаете, с кем имеете дело, милостивый государь! Я директор банка Жестяков!..» К нему робко, но присоединяется Белебухин, казначей сиротского суда: «Какой-то нахал врывается сюда...» И после его слов маска замечает: «Ты думаешь, как я в маске, так ты можешь мне разные слова говорить?» Сатирическая подоплека этого высказывания понятна, когда герой снимает маску.
«...В “Маске” хамелеонство раскрывается как своего рода болезнь всего общества», — отмечал Л. Емельянов. И имя этой болезни — угодничество. Человек и в мире Чехова, и в современном обществе готов унизить себя, лишь бы оказаться вновь в выгодном положении. Многое в жизни зависит от денежного мешка. «Негодяй, подлый человек, но ведь — благодетель!.. Нельзя!.. »
Человек в рассказе Чехова унижает и сам опускает себя до самой низшей ступени существования. Егор Нилыч обиделся и все «заходили по клубу унылые, потерянные виноватые», задремал под музыку и старшины замахали музыкантам — не играть. Писатель показывает «нравственное падение российского обывателя». И вот в этом падении совершенно не важно, кто какой чин имеет и какое положение занимает. Справедливое негодование интеллигентов сменяется паническим испугом и затем подобострастным заискиванием перед торжествующим хамом. «Всего несколько минут назад предвкушавшие легкую расправу над простым, как они полагали, пьянчужкой, теперь они словно соревнуются между собой в угодничестве и беспардоннейшей лести», — писал Л. Емельянов.



Тема лести и угодничества появляется и в рассказе «Мелюзга». И здесь само название задает тон всему повествованию. Ничтожный маленький человек с такой же фамилией — Невыразимое — унижает себя еще больше своим угодничеством и раболепством. «Милостивый государь, отец и благодетель!» — сочиняет начерно чиновник Невыразимое поздравительное письмо. Но где-то в глубине души он думает: «Чтобы еще такое ему, подлецу, написать?» Мир, в котором живет главный герой, ничтожен, «он весь проникнут страхом перед жизнью. Ненавистью ко всем и ко всему». И эту ненависть чиновник вымещает на более слабом — таракане. «...Хлопнул он со злобой по таракану, имевшему несчастье попасться ему на глаза». В окружении Невыразимова никого нет, кто бы помог раскрыть ему все то, что накопилось на душе. И в итоге она зачерствела. Однако после расправы с тараканом ему стало легче на душе. Вокруг его только серая, унылая жизнь и нелюбимая работа. А «на квартире у него было еще серее и хуже, чем в дежурной комнате...». Однако в душе Невыразимова все-таки остались светлые нотки. «...Потребность новой, лучшей жизни невыносимо больно защемила его за сердце. Ему страшно захотелось очутиться вдруг на улице, слиться с живой толпой, быть участником торжества...» Но все это перекрывается раздумьями о достатке. А получить его можно только доносом. Но и этого он не умеет. И приходится ему снова писать поздравительное письмо человеку, которого он «ненавидел всей своей душой». И ничего, ничего не может изменить этот чиновник в своей жизни. Он так и будет унижаться, чтобы сохранить свое положение. Точно так же поступают и герои в рассказе «Маска». Сатирические краски, что использует в своих рассказах Чехов, очень метки и лаконичны. Мы не слышим ни проповеднического гласа автора, ни назидательных формулировок. Перед нами, поколением XXI века, встает вполне знакомая картина, сохраненная на века Чеховым. Идея, заложенная в рассказах писателем, актуальна в любое время. Важным здесь оказывается не то, какое положение занимает человек в обществе, а то, как он ощущает себя в этом положении. Бедность в рассказе «Мелюзга» не повод для собственного унижения. Ведь лебезят и интеллигенты в рассказе «Маска». Облик любого человека скрывает маска, но за ней может быть как истинное, так и ложное лицо. За маской в одноименном рассказе скрывался скандалист, миллионер Пятигоров. За маской Невыразимова скрывается ничтожный человек, мелюзга. И какое обозначение будем иметь мы, зависит только от нас. Не следует слепо подчиняться силе обстоятельств, и тогда со временем не погаснет «способность к сопротивлению». И такой человек не будет постепенно терять свое истинное лицо. Своеобразное омертвение души как раз и происходит у жалких героев чеховских рассказов. Хоть и нет здесь назидательности, но звучат эти короткие истории как предостережение.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Чехов > Актуальность произведений А П Чехова (По рассказам «Маска» «Мелюзга»)