А П Чехов драматург Новаторство чеховской драматургии - сочинение

1.	Чехов и театр.
2.	Новаторство в произведениях Чехова.
3.	Обыденность и гениальность. 
Все мы знаем Антона Павловича Чехова как создателя коротких и комичных рассказов. Но Чехов также был, если можно так выразиться, «болен» драматургией. Именно драматургией начинается и завершается его творческий путь, а проза полна мотивами театра. Самый первый его сборник вышел под названием «Сказки Мельпомены», что также свидетельствует о неистребимой любви Чехова к театру. Любви, которую он пронес сквозь всю свою жизнь. Ему всегда хотелось привнести на сцену что-то новое, что-то свое, самобытное. Он неистово критиковал современную ему сцену, но при этом неотвратимо тянулся к ней, говоря: «Нужно много нервной энергии и устойчивости, чтобы нести бремя российского драмописца». Не раз он пытался «развестись» с театром, но снова и снова возвращался к нему.
Драматургическая система Чехова сложилась в 1880-х и 1890-х годах, когда бури и потрясения минувшего времени сменились затишьем — затишьем, безрадостным для театра.
Чехов многим обязан сцене: здесь он постиг сам себя именно в качестве драматурга. Порой после премьеры или во время репетиций он с воодушевлением принимался за переделки, изменения текста. Иногда это приводило к тому, что произведение становилось совершенно другим.
Несмотря на это, отношения Чехова и театра были сложны — в конце жизненного пути он писал: «Что делать, у меня всегда случается что-нибудь с пьесой, и каждая моя пьеса почему-то рождается на свет со скандалом, и от своих пьес я не испытывал никогда обычного авторского, а что-то довольно странное... Сцена станет искусством лишь в будущем, теперь же она лишь борьба за будущее».
По словам Горького, Чехов «овладел своим представлением жизни и таким образом стал выше ее. Он освещает ее скуку, ее нелепости, ее стремления, весь ее хаос с высшей точки зрения».
Судьба чеховских пьес всегда была драматична не только от того, что они не раз стояли на переломе театральной ис 
тории, но еще и потому, что освоение их новизны и богатства не могло быть скорым, оно растянулось на целый век. Наука, критика и театральная сцена — вот что составляет «багаж знаний» чеховской драматургии. Театр выступает судьей во всех спорах, он показывает, что жизнеспособно, а что может существовать только на бумаге.
В первой половине XX века Московский Художественный театр стал своеобразным рупором драматургии Чехова. Сначала ему предстояло доказать, что чеховская драматургия сценична, что новый, открытый Чеховым драматизм реален и значителен. МХАТ успешно справился с этой задачей, и вот перед нами первый «театральный портрет» Чехова.
Новаторство Антона Павловича заключалось в том, что все его герои, будь они главными или не очень, немного «сдвигались к краю сцены». Чехов показывает читателю и зрителю драматизм повседневности. «Сквозь густой и пестрый слой быта просвечивал его особый смысл, второй план этой ближайшей реальности; в любой мелочи, как в капле воды, мог отразиться мир».
У Чехова повседневность не только бесконечно сложна в своих отношениях с человеком, она еще и нейтральна, то есть человек в этой обыденности может быть не только несчастным, но вполне довольным.
«Как отделить нас и все, что в ней творится, от миров света, звука и вещей, среди которых мы живем и от которых так сильно зависит человеческая психология?» — говорил Станиславский о чеховской повседневности.



Действительно, в произведениях Антона Павловича драматизм событий становится не таким ярким и выпуклым, как прежде. «Быт и события не то чтобы поменялись местами — они уравнялись в своей жизненной значимости — и в своих эстетических правах. Чеховским героям не дано стать хозяевами своей судьбы и направлять события. Зато “внутри”, в душе человека, или в будничное, “тихое” время его жизни вызревает драматизм не меньший, чем в моменты переломных событий», — писала Т. К. Шах-Азизова. Многочисленные попытки Чехова создать новый театр долго не завершались успехом, и после очередного провала он снова брался за перо. «...Можете себе представить, пишу пьесу... — сам себе удивлялся Чехов. — Пишу ее не без удовольствия, хотя страшно вру против условий сцены. Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви». Так писал Чехов о «Чайке». В ней Антон Павлович верен своим традициям: герои его потеряны, они не знают, есть ли призвание в их жизнях, в чем смысл их существования. «Треплев не имеет определенных целей, и это его погубило, — писал автор в своей записной книжке. — Талант его погубил. Он говорит Нине в финале: — Вы нашли дорогу, вы спасены, а я погиб». Чехов снова называет пьесу комедией, и снова заставляет всех искать скрытый смысл произведения. Первым «скрытые драмы и трагедии в каждой фигуре пьесы» увидел Немирович-Данченко. В формуле, которую он вывел, безусловно, важно все: и наполненность пьесы «драмами и трагедиями», и то, что они — «скрытые», и, конечно же, то обстоятельство, что повстречать их можно в каждом персонаже. В другой своей пьесе, той самой, что подвела итог всему творчеству Антона Павловича Чехова, автор показывает нам, как быстро несется время, как стремительны перемены. «Вишневый сад» также задумывался как комедия, и Чехов не жалеет юмора — произведение наполнено им. «...Вся пьеса веселая, легкомысленная...». — писал он в Москву. — «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс...» На самом же деле и в этой комедии много трагичного. Станиславский не мог согласиться с Чеховым в том, что «Вишневый сад» заставляет только смеяться. Это смех сквозь слезы. Для простого человека, все события, описанные Чеховым, трагичны. Автор рассказывает нам не о бесшабашной юности, когда хочется объять необъятное, а о том времени, когда обыденность, серость каждого дня проникают в человеческую душу и цепко держатся за самое ее основание. На мой взгляд, Чехов является одним из самых гениальных отечественных драматургов. Он видит самое важное в жизни, ведь он замечает и самое обыкновенное в ней, то с чем каждый из нас сталкивается ежедневно. Не это ли и есть прекрасная песня каждого дня?






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Чехов > А П Чехов драматург Новаторство чеховской драматургии