Сочинения > Чехов > Вопрос счастья в рассказах А П Чехова
Вопрос счастья в рассказах А П Чехова - сочинение


Вопрос духовной деградации человека в рассказах А. П. Чехова «Ионыч», «Крыжовник»
Поиск смысла жизни и счастья в произведениях А. П. Чехова
Юмор в рассказах А. П. Чехова



1.	Проблема счастья — это проблема человеческого общества.
2.	Счастливы ли герои Чехова?
3.	Счастье за счет несчастья другого.
4.	Время перемен.
Проблема человеческого счастья, по мнению А. П. Чехова, является одной из основополагающих проблем, с давних времен стоящих перед человеческим обществом. Автор считает, что для достижения всеобщего счастья необходимо в первую очередь изменить само общество, в котором честные, порядочные люди, живущие по законам собственной совести, никогда не смогут стать счастливыми. Однако в своих произведениях писатель не указывает ни одного из возможных способов такого изменения — он лишь с уверенностью утверждает, что «дальше так жить нельзя».
Рассмотрим подробнее тему человеческого счастья на примере конкретных чеховских героев. Типичный персо 
наж короткого рассказа Чехова — это человек, имеющий одну из самых распространенных профессий: учитель, мелкий чиновник, врач и т. п. В своей среде эти люди фактически не выделяются ничем — разве что тем, что стали объектом пристального внимания писателя. В этом и заключается ценность многочисленных рассказов автора: он показывает читателю жизнь современного ему общества как бы в срезе, не выделяя и не обобщая определенных черт и особенностей.
Жизнь героев Чехова — это обыкновенная, будничная жизнь обывателей того времени, каждый день которой как две капли воды напоминает предыдущий. Не случайно в большинстве рассказов мы не наблюдаем никаких из ряда вон выходящих событий — даже конфликты между героями чаще всего мелки и незначительны. Данная особенность наиболее заметна в рассказе «Ионыч».
Небольшой объем повествования, на мой взгляд, связан именно с этой обыденностью, скучноватой неизменностью повседневной жизни, о которой можно рассказать очень мало, — дать описание одного дня, показать в подробностях какое-нибудь незначительное событие. Серьезные происшествия происходят как бы вне действия, сознательно отодвигаемые автором в сторону (так выглядит самоубийство Треплева в драматическом произведении «Чайка»).



     
     



Люди в рассказах Чехова обычно не занимаются активными поисками счастья, поскольку не в состоянии даже на мгновение отрешиться от поглотившей их обыденности. Вспомним проникнутый печалью и трагизмом рассказ «О любви» — его персонажи никак не могут выбрать подходящий момент, чтобы рассказать друг другу о своих нежных чувствах. Автор подчеркивает, что они знакомы друг с другом уже немало лет, уже успели привыкнуть к своим эмоциям, так и не став близкими людьми. Возможность признания появляется только в критической ситуации — перед разлукой, и призрачное счастье, которое много лет назад могло стать реальным, исчезает, так и не воплотившись в реальности.
В другом рассказе — «Дама с собачкой» — Чехов описывает взаимную любовь мужчины и женщины как синоним человеческого счастья. Поскольку главные герои не состоят в законном браке, их связь должна быть тайной, скрытой от постороннего глаза. Они искренне любят друг друга (или, по крайней мере, убеждены в этом), пытаются преодолеть возникающие на пути их чувств препятствия, но им все время что-то мешает. Несмотря на то, что в описываемые времена (конец XIX столетия) развод между супругами уже не считался преступлением и был, в общем, вполне обыденной и допустимой процедурой, ни герой, ни героиня не решаются на этот значительный шаг, отодвигая момент развязки. Не случайно завершение рассказа неопределенно: «И казалось, что еще немного — и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь...»
В редчайших случаях чеховские герои все же находят свое счастье, но оно почему-то оказывается мелким, обыденным, бытовым. Николай Иванович Чимша-Гималайский, главный герой рассказа «Крыжовник», искренне счастлив, потому что после долгой и мучительной экономии средств удачно приобрел дом в деревне и получил неограниченную возможность «кушать каждый день крыжовник», быстро располнел, обмяк до такой степени, что «того и гляди, хрюкнет в одеяло». Подобное «благополучие» на уровне животного мира может вызвать лишь отвращение. Чтобы обрести свое долгожданное «счастье», Чимша-Гималайский фактически утратил человеческий облик, превратился в мелочного, скуповатого обывателя, по расчету женился на немолодой уродливой вдове и держал семью впроголодь, чтобы иметь возможность откладывать деньги. Построив свое счастье на несчастье и лишениях других людей, Николай Иванович абсолютно не мучается угрызениями совести и вполне доволен собственной жизнью.
Героиня рассказа «Анна на шее» сознательно жертвует своим счастьем и выходит замуж по расчету, за нелюбимого и не уважаемого ею человека только для того, чтобы оказать материальную поддержку своему бедному отцу и младшим братьям. Первое время она добросовестно исполняет роль верной жены, стараясь смирением и терпением заменить отсутствие любви и нежности в своей душе. Но, поняв силу своего влияния на супруга, искренне любящего ее, она в одночасье меняется. Обретя способность управлять поступками и делами мужа, она переносит это влияние и на других мужчин. После подобной нравственной ломки меняется и ее отношение к родному отцу — она перестает бывать у него, под любыми предлогами избегает встреч с ним. Став счастливой, она обрекла на несчастье любящих и когда-то любимых ею людей.
На основании анализа нескольких произведений Чехова можно сделать вывод, что счастье в его рассказах всегда соседствует с несчастьем, разлукой, трагедией, оно очень зыбко и ненадежно. Сам автор утверждает, что «...Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком...», то есть, чтобы каждому человеку, добившемуся исполнения заветной мечты, кто- то постоянно напоминал о том, что в мире были, есть и будут болезни, бедность, тяжкие утраты.
Чехов уверен в том, что в реальной жизни со всеми ее неурядицами и фальшью честный, порядочный человек не может стать счастливым. Прежде чем искать собственное счастье, необходимо попытаться каким-то образом изменить эту жизнь, создав основу для дальнейшего безоблачного существования.




Похожие сочинения


Вопрос духовной деградации человека в рассказах А. П. Чехова «Ионыч», «Крыжовник»
Поиск смысла жизни и счастья в произведениях А. П. Чехова
Юмор в рассказах А. П. Чехова

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее