МАСТЕРСТВО ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ В РАССКАЗАХ А П ЧЕХОВА - сочинение

После смерти Чехова Л.H. Толстой сказал: «Достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. Л это главное». Действительно, предметом исследования Чехова (так же как и Толстого и Достоевского) стал внутренний мир человека. Но художественные методы, художественные приемы, которые использовали в своем творчестве писатели, различны.
Чехов вошел в русскую литературу как мастер короткого рассказа, новеллы-миниатюры. Это ему принадлежит знаменитое высказывание: «Краткость — сестра таланта». В этом отражено творческое кредо писателя. В течение долгих лет литературной поденщины в юмористических журналах Чехову пришлось оттачивать мастерство рассказчика: в небольшой объем надо было вместить большое содержание. В маленьком произведении невозможны пространные описания, внутренние монологи, поэтому особую значимость в таких произведениях приобретает художественная деталь. Именно детали несут у Чехова огромную смысловую нагрузку. .
В чеховских рассказах нет случайных деталей, здесь все значимо. Буквально одна фраза может сказать все о человеке. Вспомним маленький юмористический рассказ «Смерть чиновника», главный герой которого многими своими чертами напоминает нам Акакия Акакиевича Башмачкина из «Шинели» Гоголя. В театре, случайно чихнув, чиновник Червяков обрызгал лысину генерала Бризжалова. Это обстоятельство так поразило Червякова,
что он постоянно ходит и извиняется перед Бризжаловым. Бризжалов, человек не злой, сначала благосклонно принимает извинения Червякова, но в конце концов, доведенный до исступления его назойливостью, выгоняет чиновника вон. Червяков, не понимая, почему Бризжалов так раздражен, думает, что его карьере конец, приходит домой и умирает. В заключительной фразе рассказа Чехов дает объяснение этому событию: «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и ... помер». Червяков умирает, не сняв вицмундира: эта чиновничья униформа как будто приросла к нему. Червяков потерял свое человеческое обличье, он превратился в винтик бюрократической машины, поэтому страх перед вышестоящим чином убил его.
Символическое значение имеют детали в произведении «Дама с собачкой». Анна Сергеевна, героиня рассказа, приехала в Ялту, будучи не в состоянии более переносить обстановку своего дома и общество мужа, человека, которого она не любила и не уважала. В определенном смысле она была подготовлена к роману с Гуровым, которого она воспринимала как человека из другой, лучшей жизни. Символом того, противного ей мира, откуда она пытается бежать, в рассказе является лорнетка: перед тем как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее, т.е. это символизирует начало попытки «бегства». Позже в театре города С. Гуров увидел ее вновь с «вульгарной лорнеткой» в руках — попытка «бегства» не удалась. Таким маленьким штрихом в портрете героини Чехов описывает драму ее жизни.
Поистине совершенства достигает мастерство Чехова в рассказе «Человек в футляре». Сам герой рассказа и его образ стали сразу же нарицательными. Беликов, «человек в футляре», в противоположность Анне Сергеевне не пытается как-то изменить течение своей жизни, разнообразить ее, потому что в любом многообразии, в разрешении себе чего-то нового скрывала жизнь для него неопределенность, которую он боялся больше всего. Суетность, непредсказуемость и опасное движение жизни вызывали у Беликова непреодолимое стремление окружить себя «оболочкой», «футляром», чтобы защититься. Отсюда все эти чехлы и футлярчики, в которые были упакованы все его вещи. Чехлы и футлярчики, постоянно застегнутые наглухо, такой же застегнутый сюртук характеризуют Беликова лучше, чем любое пространное описание. Беликов всю жизнь чего-то боялся, его пугала сама жизнь, потому-то после смерти его лицо приняло простое, приятное, даже веселое выражение: он попал в футляр, из которого не надо никогда выходить.



В рассказе «Душечка» Чехов, описывая жизнь Оленьки Племянниковой, несколько раз акцентирует внимание читателя на том, что жила она хорошо и счастливо. Эта деталь наводит на мысль, что на самом деле жизнь «душечки» не казалась автору такой уж достойной восхищения и подражания. «Душечка» не имеет ни собственных желаний, ни мыслей — она привыкла растворяться в другом человеке. А вернее, пристраиваться к нему, как паразит. В последней части рассказа, повествующей об отношении «душечки» к Саше, сыну ветеринара, Чехов уже не пишет, что жила она хорошо и счастливо. Возможно, писатель имел в виду то, что, наконец, Оленька нашла счастье. Оленька Племянникова в чем-то схожа с Ольгой Ивановной, героиней рассказа «Попрыгунья». У Ольги Ивановны та же зависимость от чужого мнения, то же стремление прожить чужую жизнью. Но если «душечка» не была чересчур привередлива в своих знакомствах, то для Ольги Ивановны ценность представляли только знаменитости и прочие необыкновенные люди, к которым она причисляла и себя. В больших произведениях Чехова, как и в рассказах, нет ни одной «лишней» детали. Например, в пьесе «Три сестры» Наташа впервые появляется на сцене в красном платье с зеленым пояском — деталь, говорящая о полном отсутствии вкуса. Эта деталь говорит о душевных качествах героини больше, чем развернутая характеристика. Таких примеров можно привести множество. Чехов считал, что если в пьесе в первом действии на сцене висит ружье, то в конце оно обязательно должно выстрелить. По такому же принципу построены его собственные пьесы. Так, использование детали важно и в «Вишневом саде». Вспомним «многоуважаемый шкаф», звук лопнувшей струны как раз перед продажей вишневого сада, стук топоров в конце пьесы. Все они несут мощную смысловую нагрузку и важны для раскрытия как характеров персонажей, так и для самого действия пьесы. Прозаическое и драматургическое творчество Чехова было открытием для своего времени, потому что предлагало новые пути развития литературы. Одним из таких путей стало повышение художественной выразительности за счет значимости и смысловой емкости любой детали. Чехов научил писателей XX в. вниманию ко всему малому, незначимому. Каждая, даже самая маленькая деталь превращается у него в тонкую психологическую характеристику героя и его окружения.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Чехов > МАСТЕРСТВО ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ В РАССКАЗАХ А П ЧЕХОВА