👍Сочинение Новаторство А П Чехова в психологической драме «Дядя Ваня» 2 Чехов
Новаторство А П Чехова в психологической драме «Дядя Ваня» 2 - сочинение

1.	Творчество Чехова-драматурга.
2.	От «Лешего» к «Дяде Ване».
3.	Россия и пьесы Чехова.
Антон Павлович Чехов известен не только как мастер короткого рассказа, но и как художник-новатор в области драматургии. Всю свою жизнь Антон Павлович был связан с театром, многие свои произведения он создал для него. Интерес к театру не угасал в Чехове даже тогда, когда его произведения не подходили для подмосток, когда театр, меняясь, не принимал его творчества. Много раз писатель пытался забыть о театре, говорил, что не напишет ни одной пьесы, но спустя какое-то время вновь возвращался к драматургии. В своих пьесах Антон Павлович Чехов изображал интеллигенцию, ее неудовлетворенность действительностью, мечты о будущем, о счастье.
Именно об этом говорит автор в пьесе «Дядя Ваня». История ее создания очень интересна. «Дядя Ваня» стал для Чехова не просто очередной пьесой, он вложил в него всю свою душу, и многое, что пришлось пережить и выстрадать писателю, отразилось на страницах этого произведения.
В одном из писем автор говорит: «Пишу большую комедию-роман... Вывожу в комедии хороших, здоровых людей, наполовину симпатичных; конец благополучный. Общий тон — сплошная лирика. Называется “Леший”». Чехов заканчивает пьесу, и ее ставят в частном московском театре М. Абрамовой.
Казалось бы, автор достиг цели — закончил произведение, пьеса была принята в театре. Но Антон Павлович не чувствует удовлетворения и начинает переделывать пьесу. Берясь за ее переработку, превращая «Лешего» в черновик, он и сам не представлял, какое гениальное произведение выйдет из этих пока еще хаотичных сцен поместной жизни с самобытным и пестрым бытом, перемешанных с философствованиями героев.
Благополучный финал драматической истории был чужд Чехову, риторика и патетика пьесы, лишенные его иронии, казались странными. Антон Павлович не просто изменил «Лешего», он перечеркнул его, написав, по сути, новое произведение. Так Чехов создавал «Дядю Ваню».
Драматург желал привнести на театральную сцену новое, сложное и вместе с тем простое — он хотел вывести на сцену саму жизнь.
«Пусть на сцене будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни. Люди обедают, просто обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни», — писал Чехов.
Вдохновившись этой идеей, Антон Павлович зашел действительно далеко — поставить «Лешего» было непросто.



Театрально-литературный комитет в Петербурге отклонил ее из-за несценичности; А. П. Ленский, которому Чехов принес пьесу для Малого театра, ответил так: «...пишите повесть. Вы слишком презрительно относитесь к сцене и драматической форме, слишком мало уважаете их, чтобы писать драму». Переделка «Лешего» заканчивается в 1896 году. Именно в этот год пьеса окончательно «превращается» в «Дядю Ваню». Изменилось очень многое: «Леший» (Хрущев) стал доктором Астровым, а Егор Петрович Войницкий — Иваном Петровичем, дядей Ваней. Именно «дядя Ваня» и занял центральное место в произведении. Он не стреляется, а продолжает жить после короткого, нелепого бунта, и жизнь его возвращается на круги своя. «Дядя Ваня» — пьеса «повседневная», она открывает читателю и зрителю всю драматичность будней и всю эстетику каждого прожитого дня. «Дело, мне кажется, в трагизме этих людей, в трагизме этих будней, которые возвращаются теперь на свое место, возвращаются навсегда и навсегда сковывают этих людей. И дело еще в том, что огнем таланта здесь освещена жизнь и душа самых простых, самых обыкновенных людей. Все улицы переполнены этими простыми людьми, и частицу такого существования носит в себе каждый», — писал П. И. Куркин, современник и коллега Антона Павловича Чехова. По причине нового творческого замысла Чехову приходится лишить дядю Ваню всякой возможности изменить свою жизнь, внести перемены. Самым важным для писателя, его прямым долгом как драматурга-новатора становится задача вытащить на свет божий спрятанные драмы, приглушенные порывы, неосуществленные возможности. Это стремление впоследствии стало основой всего творчества Чехова. Задача автора — показать, что самое главное происходит внутри человека, в его душе, а внешние проявления могут быть самыми незначительными, порой и вовсе незаметными. Основные события пьесы происходят в области сознания героев: Войницкий теряет веру в профессора, который как кумир умирает в его глазах, а ведь на служение и поклонение ему ушла четверть века! Он теряет иллюзии и надежды — одну за другой. Вместо этого в душе рождается мужество. Вследствие этого переворота дядя Ваня нуждается в жизненных переменах. Однако «ему их не дождаться; не ему их и совершить, но его, пусть запоздалое, прозрение дорого стоит, и это — главное событие пьесы», — пишет Т. К. Шах-Азизова. Дядя Ваня считает профессора своим злейшим врагом. И ошибается. Астров, который находится примерно в том же положении, что и Войницкий, точно и ясно выражает эту мысль: «...жизнь обывательская, жизнь презренная затянула нас...». Он понимает, что жизнь — это не только личность профессора, что мир огромен, бесконечно разнообразен, и уже слишком поздно пытаться объять его. Астров и дядя Ваня оказались скованными одной цепью, но при этом Астров сильнее, поскольку бесстрашно смотрит в лицо жизни. Его душа возмужала — он уже прошел тот путь, на который только вступил Войницкий. Читатель понимает, что в Астрове очень много от самого автора, — вероятно, Чехов пишет его с себя. Он так же любит природу, леса; так же заботиться о том, чтобы жизнь имела цель, мысли героя и автора о людях и смысле жизни j очень похожи. Но при всем этом сходстве Астров — чело- век-одиночка, душа его уже устала, она цинична. В самом Чехове этого нет. Максим Горький писал Антону Павловичу в Ялту о «Дяде Ване»: «Слушая Вашу пьесу, думал я о жизни, принесенной в жертву идолу, о вторжении красоты в нищенскую жизнь людей и о многом другом, коренном и важном. Другие пьесы не отвлекают человека от реальностей до философских обобщений — Ваши делают это». Творчество Антона Павловича Чехова — насквозь русское, и в своих новаторских идеях он, пожалуй, как никто другой, выразил дух русского человека. По словам Василия Васильевича Розанова, в Чехове, в его творчестве, Россия не только нашла, но и полюбила себя.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Чехов > Новаторство А П Чехова в психологической драме «Дядя Ваня» 2