О творчестве В Т Шаламова - сочинение

Широкому читателю имя Варлама Тихоновича Шаламова (1907-1982) было известно с конца 50-х годов, когда вышло на­сколько сборников его стихов. К тому времени Шаламов провел 15 лет на Колыме. Примечательно, что, находясь в лагере, в 1943 году он получил новый десятилетний срок только за то, что назвал Бу­нина «великим русским писателем». «Это имело значительные по­следствия, может быть, спасло мне жизнь», — писал Шаламов в рассказе «Мой процесс». Отныне, пояснил автор, он перестал быть лагерником «со страшной буквой «Т» («троцкизм»- обреченный на уничтожение) и перешел в категорию обыкновенных АСА («антисо­ветчиков»), которых тьма и которым уготована как бы то ни было, лучшая участь. К 80-м годам Шаламов заявил о себе как прозаик: за короткий срок им было написаны автобиографическая повесть «Четвертая Вологда», пьеса «Анна Ивановна», множество рассказов о Колыме. Колымская проза, над которой писатель работал с 1954 по 1982 г., разделена им на шесть книг: «Колымские расска­зы», «Левый берег», «Артист лопаты», «Очерки преступного мира», «Воскрешение лиственницы», «Перчатка, или КР-2″. К ним примы­кают «Воспоминания о Колыме» и «Антироман» — цикл рассказов о лагерях Вишеры.

Колымская проза рисует правдивую картину жизни и человече­ских судеб в сталинском ГУЛАГе. Шаламов поставил важные нрав­ственные вопросы: о правомерности борьбы человека с государст­венной машиной, о возможности активно влиять на свою судьбу, о путях сохранения человеческого достоинства в нечеловеческих ус­ловиях. В его рассказах, по определению самого писателя, челове­ческая природа исследуется «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности».

Отличительным качеством рассказов является их композицион­ная целостность при кажущейся, на первый взгляд, несвязности сюжетов. «Колымские рассказы» состоят из 33 рассказов, стоящих в строго определенном, но не хронологическом порядке. Этот порядок позволяет увидеть сталинские лагеря как живой организм, со своей историей и развитием. И в этом смысле «Колымские рассказы» представляют собой не что иное, как роман в новеллах, несмотря на многочисленные заявления самого автора о смерти в XX веке рома­на как литературного жанра. Рассказ ведется постоянно от третьего лица, но главный герой большинства рассказов, выступая под раз­ными фамилиями (Андреев, Голубев, Крист), близок автору. В рас­сказе «Надгробное слово» писатель по очереди воскрешает в памяти тех, с кем встречался и кого пережил в лагерях: своего товарища, расстрелянного за невыполнение плана его участком, французско­го коммуниста, которого бригадир убил одним ударом кулака, сво­его однокурсника, с которым он встретился через 10 лет в камере Бутырской тюрьмы… Смерть каждого из них выглядит как нечто неизбежное, будничное, обыденное. Смерть — это не самое страш­ное — вот что поражает больше всего. Чаще она не трагедия, а спа­сение от мук, если это своя смерть, или возможность извлечь какую- либо выгоду, если чужая.



Шаламов называл рассказы о Колыме «новой прозой». «В новой прозе, — писал он, — … все дидактическое отвергается. Искусство лишено права на проповедь. Никто никого учить не может. Не име­ет права учить». В 70-годы многие писатели обратили свои взоры к российской деревне. Простая жизнь крестьян вдохновляла писателей, давала им возможность, минуя каноны соцреализма, творить в соответст­вии с традиционной нравственностью. Произведения, рассказы­вающие о крестьянской жизни, о любви к родине, к родной земле, получили название деревенской прозы. В русле деревенской про­зы стали писать В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин, В. Астафьев, Ф. Абрамов, Б. Можаев и др.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Шаламов > О творчестве В Т Шаламова