Вольтер и Шекспир (статья Вл А Лукова и Н В Захарова) - сочинение

Вольтер и Шекспир (статья Вл. А. Лукова и Н. В. Захарова) В драматургии Франции последствия шекспиризации весьма велики. Они заметны уже в драматургии Вольтера (1694-1778). Он был первым, кто утвердил имя Шекспира в сознании французов. "Я первый познакомил с ним французов" (цит. по кн.: Мокульский 1955: 300), - писал Вольтер основоположнику жанра "готического романа" Х. Уолполу 15 июля 1768 г. Не без влияния Шекспира создает Вольтер трагедию "Брут" (1731) в стиле классицизма, в которой, по мнению А. Веселовского, отражено "республиканское настроение, охватившее Брута, внушенные английскими художественными примерами (особенно Шекспиром, поразившим молодого Вольтера своею гениальностью и свободой от всяких правил)" (Веселовский 2002), трагедию "Аделаида Дюгеклен" (1734), в которой "во всех ее вариантах изображались "готические" нравы и рыцарские идеалы позднего средневековья" (Реизов 1962: 7). Эта трагедия Вольтера положила начало новому жанру во французской драматургии - "исторической трагедии" (см. Breitholz 1959) - и одновременно особому течению в рамках просветительского классицизма. Это течение, поначалу очень скромное, развивалось в двух направлениях: поиски новых форм при сохранении свойственной классицистам концепции мира и человека и раскрытие нового, созвучного предромантизму содержания в типично классицистических формах. Обе эти линии идут от вольтеровской "Аделаиды Дюгеклен" и других его произведений 1730-х годов. В дальнейшем Вольтер отойдет от этого течения, в котором классицистическая основа подвергалась воздействию предромантических идей, хотя и позже в строгие контуры трагедий Вольтера проникали чуждые классицизму элементы. Так, в "Семирамиде" (1748) появилась тень убитого царя Нина - явная реминисценция из "Гамлета", на что указывал еще Лессинг. Широко использует Вольтер экзотическую обстановку действия (Перу в "Альзире", Мекка в "Магомете", Пекин в "Китайской сироте"). Высшим выражением предромантических тенденций было создание Вольтером трагедии "Танкред" (1760-1761), "содержащей в себе черты предромантической зрелищно-действенной драмы" (История западноевропейского театра 1957: 151). Изучение драматургии Вольтера показывает, что крупнейший классицист XVIII века многими нитями, в том числе и через влияние Шекспира, был связан с зарождавшимся романтизмом (Billar 1974. T. 1-2). Примечания Веселовский А. 2002. Вольтер //Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Мультимедиа - издательство "Адепт", 2002. Статья А. Веселовского "Вольтер" впервые опубликована в "Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона" (1890-1907). История западноевропейского театра. 1957. М.: Искусство. Т. 2. Мокульский С. С. 1955. Хрестоматия по истории западноевропейского театра /2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство. Т. 2. Реизов Б. Г. 1962. Между классицизмом и романтизмом: Спор о драме в период Первой империи. Л. Billar A. 1974. Les écrivains romantiques et Voltaire. Essai sur Voltaire et romantisme en France (1795-1830). Thèse

: T. 1-2. Lille. Breitholz L. 1959. Le théâtre historique en France jusqu’à la Révolution. Uppsala. (По материалам работ: Луков Вл. А. Предромантизм. М., 2006; Захаров Н. В. Шекспиризм русской классической литературы: тезаурусный анализ. М., 2008). ddress align="rightВл. А. Луков, Н. В. Захаров Библиография и научные приложения: Научные приложения. - Историко-культурный контекст: Культура.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Шекспир > Вольтер и Шекспир (статья Вл А Лукова и Н В Захарова)