Высокий гуманизм писателя в изображении в повести «Шинель» трагической судьбы «маленького человека» - сочинение

 Цель: продолжить знакомство с творчеством Н. Гоголя; учить составлять композиционную схему произведения, рассказ о герое произведения и логически и четко ее излагать; формировать умение работать с художественным произведением, добирать ключевые фразы; отрабатывать навыки восприятия художественной системы автора. Оборудование: иллюстрации к повести Н. Гоголя «Шинель». Тип урока: усвоение новых знаний.

Все мы вышли из «Шинели» Гоголя. Ф. Достоевский

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний.

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Последние пятнадцать лет своей жизни Гоголь подолгу живет за границей. После смерти Пушкина Россия казалась ему пасмурной и вражеской. Его любимым местом стала Италия. лишь здесь он ощущал приток творческих сил. Гоголь называл Италию «родиной своей души». В 1842 году писатель привозит из Италии завершенный 1-й том «Мертвых душ». Россия признает Гоголя своим первым писателем. В начале следующего года появилось собрание его произведений в 4-х томах. В него, в частности, вошли так называемые петербургские повести, а также новое произведение - повесть «Шинель». Ее Гоголь написал во время своего короткого пребывания в России. Ф. Достоевский через много лет сказал: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя». О содержании и художественных особенностях повести «Шинель» мы будем говорить сегодня. (Ученики записывают тему и эпиграф урока).

III. Работа над темой урока.

1.      Слово учителя.

История написания повести «Шинель».

Как-то Гоголь услышал историю о бедном чиновнике, который очень любил охоту. Ценой жесткой экономии и изнурительной сверхурочной работы он собрал деньги и купил себе дорогое ружье. Но в первый же день, когда он на лодке отправился в Финский залив, ружье упало в воду. Потеря так огорчила чиновника, что он заболел и был на грани жизни и смерти. Товарищи узнали об этом приключении, собрали деньги и купили ему такое же самое ружье. Из этой истории возник замысел написать повесть, в которой бы рассказывалось о бедном чиновнике, который взлелеял себе мечту, а потом утратил желаемое. Этой замечательной повестью Гоголь ввел в литературу образ «маленького человека», который живет беспросветной жизнью, и лишен элементарного уважения к себе.

2.      Работа над содержанием повести. Комментируемый пересказ с прочтением отрывков из повести.

 

3. Составление плана повести.

Памятка «Как составлять план текста».

1)   Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.

2) Определите тему и основную мысль

3)   Поделите текст на смысловые части, дайте им заголовки или подберите цитаты.

4) Напишите черновик плана. Сравните его с текстом. Проследите, или все главное отображено в плане, связаны пункты плана, отображают ли они тему и главную мысль текста.

5)   Попробуйте по этому плану пересказать текст.

6)   Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.

Ориентировочный план.

1)   Акакий Акакиевич и деловые бумаги в департаменте.

2) Шинель - образ-символ его жизни.

3)   Шинель ремонту не подлежит.

4) Шинель готова. Приветствие коллег.

5)   Бедствие на темной площади.

6)   Встреча с равнодушием «значительных людей».

7)   Болезнь и смерть.

8)   Появление призрака на улицах Петербурга.

9)   Генеральская шинель подошла мертвецу по размеру.

IV. Рефлексия.

    Вопрос к классу: «Почему Акакия Акакиевича называют «маленьким человеком»?».
    «Свободное письмо» по теме «Маленький человек».

Пример.

Маленький  человек.   Незаметная и  никому  не  нужная жизнь... но все же жизнь, хотя и чужая. Наверное, тяжело жить такому человеку, если он никому не нужен, не может даже надеяться на защиту или внимание окружающих. Ничего, кроме насмешек, она не получает. С одиночеством, душевной болью, жизненными неурядицами он остается «один на один». Грустно... а нет ли вокруг нас таких людей, которые нуждаются во внимании и добром слове? Может ли каждый из нас быть уверенным, что сам не станет таким «маленьким человеком»? А не из таких ли «маленьких людей» состоит человечество?

V. Домашняя задача.

Подготовить вопросы по смыслу и проблемам повести для взаимопроверки.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Шинель > Высокий гуманизм писателя в изображении в повести «Шинель» трагической судьбы «маленького человека»