Сочинения > Шмелев > Ужас настоящего и ностальгия по прошлому в творчестве И С Шмелева
Ужас настоящего и ностальгия по прошлому в творчестве И С Шмелева - сочинение


Доклад о литературном творчестве Ивана Шмелева
Ужас преступления в трагедии В. Шекспира «Макбет»
«Прощание с Матерой» В. Г. Распутина. Тема уважения к прошлому, исторической памяти народа в повести



1. Актуальность произведений Шмелева в наши дни. 2. Начало творчества. 3. Драма революции. 4. Основные произведения и их особенности. В настоящее время произведения известного русского писателя, творившего в первой половине XX столетия, становятся все более популярными и привлекают внимание современных читателей. Россияне познакомились с творчеством Шмелева в конце XX века, когда впервые в России вышли в свет две его лучшие повести — «Лето господне» и «Богомолье». Через некоторое время в печати появились научные монографии и статьи, посвященные этим произведениям, а впоследствии они были включены в школьную программу по литературе. Сейчас повести и рассказы Шмелева издаются как в виде сборников, так и в составе собрания сочинений. К сожалению, в процессе многократной перепечатки был утрачен оригинальный стиль писателя — старинная пунктуация и орфография, мастерски используемые Шмелевым для точной и образной передачи интонации и настроения. Иван Сергеевич Шмелев родился в 1873 году в Замоскворечье, в обыкновенной рабочей семье. Литературное творчество стало привлекать его еще в период обучения в одной из обычных московских гимназий, но в то время он еще не написал ни одного рассказа. Сильнейшим толчком, призывом к дальнейшему творчеству стало для писателя произошедшее с ним необычное событие. Перед своим свадебным путешествием на остров Валаам он отправился в Троице-Сергиеву лавру за благословением иеромонаха Варнавы Гёфсиманского, и благочестивый старец сказал Шмелеву, что ему предстоит пережить множество испытаний, но величайшей поддержкой для него будет его писательский талант. Для раннего творчества Шмелева характерно раскрытие темы несправедливости, неоправданной мучительности жизни, отсутствия благоприятных перспектив. Писатель искренне сочувствует «маленьким людям», которые пытаются выбраться из обыденности и пустоты окружающей их действительности, но никак не могут перешагнуть этого барьера. Автор в подробностях описывает происходящее разрушение изначального патриархального уклада, обострение конфликта между поколениями. Первым «настоящим» произведением, которое принесло Шмелеву известность и успех, стала повесть «Человек из ресторана», написанная в 1911 году. Во время Октябрьской революции Шмелев уехал в Крым вместе со своей семьей, купив небольшой домик в Алуште. Таким образом он пытался избежать потрясений, связанных со сменой государственного строя.  После того как осенью 1920 года в Крым вошли красногвардейские части, сын писателя Сергей был расстрелян без приговора военного трибунала как белогвардейский офицер. Несправедливая расправа, учиненная над самым близким человеком, и ужасающие картины массовых казней на улицах Алушты привели Шмелева к тяжелейшей депрессии. Через некоторое время он эмигрировал в Германию, а через год переселился в Париж. Увиденные им картины смерти и разрушения нашли отклик в дальнейшем творчестве писателя. Шмелев создал эпопею под названием «Солнце мертвых», в которой наглядно продемонстрировал торжество зла и насилия, описал жестокий голод, беззаконие, приводящие к постепенной деградации человеческой личности. Очень ярко и зримо в этой книге дается образ «пустых небес и мертвого солнца». Бога больше нет, лишь происки нечистой силы толкают людей на самые плохие поступки. В период эмиграции произведения Шмелева неоднократно публиковались в различных изданиях, выпускаемых за границей (в Советском Союзе пропаганда его творчества была категорически запрещена). В одной из самой известной своих книг, созданной в период с 1927 по 1944 года, — «Лето Господне» — Шмелев вспоминает свои детские годы. Он сумел очень ярко и реалистично показать восприятие окружающего мира маленьким ребенком, искренне уверовавшего в Господа всем сердцем. Жизнь русского народа без разделения на крестьянство и купечество изображается автором как гармоничный, полный добра и взаимопонимания мир. По сути, это произведение является настоящей энциклопедией русской православной жизни со всеми ее обычаями, праздниками, церковными службами, а богатый, насыщенный эмоциями язык повествования делает его настоящим сокровищем русской словесности. Другой роман под названием «Няня из Москвы», написанный Шмелевым в 1934 году, выполнен в своеобразной манере народного сказа, характерной для дальнейшего творчества писателя. Сюжет этого произведения основан на истории простой русской женщины, против своей воли ставшей участницей революционных событий и в итоге оказавшейся в чужой стране. Герои романа, пройдя через многочисленные испытания, в итоге находят свой истинный путь и обращаются « Господу. Тема Бога, его «руководящей роли» в земном мире, его бесконечного милосердия и доброты красной нитью проходит через все творчество Шмелева. Наиболее ярким воплощением этой идеи становится роман «Пути небесные», написанный автором в период с 1937 по 1948 год. В этой книге писатель раскрывает сложнейший, мистический путь соединения простого смертного со Всевышним, веду щий к спасению души и оберегающий от грехов. Книгу «Пути небесные» можно назвать одним из самых уникальных явлений в русской литературе середины XX столетия. В основе каждого мастерски выписанного характера, судьбы каждого главного и второстепенного персонажа лежит православное отношение к жизни, почти аскетическое мировоззрение. «Вложенным» сюжетом романа является «духовное сражение» героев со снедающими их страстями, разнообразными искушениями и вмешательством темных сил. И лишь долгая и упорная борьба со склонностями к согрешению, «молитвенный подвиг» и самоотречение в сочетании с величайшей радостью от заслуженной победы над собственными слабостями приводят людей к высшему блаженству, ожидающему их после завершения земной жизни. Шмелева всегда привлекала атмосфера аскетичной жизни монахов. Во время поездки по Прибалтике и других путешествий он неизменно останавливался на ночлег в монастырях, посещал отдаленные обители. Умер писатель в день именин святого старца Варнавы Гефсиманского, приехав в русский монастырь, расположенный в одном из предместий Парижа.

Похожие сочинения


Доклад о литературном творчестве Ивана Шмелева
Ужас преступления в трагедии В. Шекспира «Макбет»
«Прощание с Матерой» В. Г. Распутина. Тема уважения к прошлому, исторической памяти народа в повести

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему описание друга
  2. Моя семья сочинение
  3. У войны не женское лицо сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее