ВЕРА В ГУМАННЫЕ НАЧАЛА ЖИЗНИ (по произведениям В М Шукшина) - сочинение

О Василии Шукшине много спорили и спорят по сей день. В его рассказах герои никогда не попадают в экстремальные ситуации, где должен в полной мере проявиться характер человека. Они живут обычной жизнью, но у них возникают свои важные проблемы. И они решают их по-своему, ставя на первое место духовные качества и высокие нравственные начала. Шукшин верил в гуманные отношения, в добро, терпение, великодушие. Таковы и его герои, независимо от того, дети они или взрослые.
В рассказе «Далекие зимние вечера» описывается обычный будничный вечер, один из многих в жизни маленькой деревенской семьи. Где-то далеко-далеко, за тысячи верст, идет война. Здесь, в глубине сибирской деревушки, не слышно ее раскатов, но тяжесть ее легла и на жизнь этого поселка: стынут обветшалые избы, голодно и неуютно в них людям. Но не только это запомнил Шукшин, даже вовсе не это. Запомнил он то, что людям помогло не согнуться, выстоять в тяжелую годину, что согревало и возвышало их душу. То, что в те трудные годы жив был человек, жила в нем доброта и чудесная способность радоваться — верный признак несокрушимой силы духа. В одном из своих последних рассказов Шукшин напишет: «Ах, какие это были праздники! Я тут часто вспоминаю: счастье, радость, праздники. Но это правда — так было. Может оттого, что детство. А еще, я теперь догадываюсь, что в трудную, горькую пору нашей жизни радость — пусть малая, редкая, переживается острее, чаще». Вера в людей, вера в гуманные начала человека царит и в семье Колокольниковых. Отец на войне, мать с утра до ночи на работе, дети предоставлены самим себе. Но детство — незабываемая пора, когда закладываются черты характера будущего человека. Именно от того, чего в детстве было больше — доброго или плохого, зависит, каким человек потом станет. Шукшин описывает Ваньку Колокольникова, которого с полным правом можно назвать первым в галерее типично «шукшинских» характеров. Смышленый, веселый, по-крестьянски хитроватый, он в то же время сердечен, духовно развит. Воспитанный в традициях уличного рыцарства, по-мальчишески гордый и самолюбивый, он может, однако, «в трудные минуты жизни, когда нужно растрогать человеческие сердца или отвести от себя карающую руку», сплясать «Барыню», ни за что дать «по сопатке» товарищу. Но дома он меняется. Здесь он старший и должен придерживаться этой роли. С приходом матери в доме поселяется праздник, предчувствие светлой и бесконечной радости. Долгий зимний вечер до конца будет заполнен тишиной, покоем, теплотой общения родных любящих душ. Усталая, отягощенная нескончаемыми заботами мать тоже отдыхает душой с детьми. Речь ее певуча, по-сказочному размеренная. При помощи этого мягкого певучего тона Шукшин передает атмосферу доброты, ласки, нерушимости домашнего очага.
Семья — это, наверное, тот исток, где берут начала нравственные отношения, где прививается гуманизм. Порвать связь с семьей — значит лишиться этих истоков. Это хочет показать Шукшин в рассказе «Игнаха приехал». Игнатий Байкалов приезжает в деревню в гости к родителям. У него не совсем обычная по деревенским меркам профессия — он цирковой борец. Может, поэтому отец его, хлебороб, относится к сыну с какой-то невеселой, хотя и с благодушной снисходительностью. Но главное не в этом, а в том, что на первых же страницах рассказа возникает и потом все более усиливается тревожное ощущение какого-то смутного, никем не осознаваемого неблагополучия в семье Байкаловых, ощущение какой-то грустной необратимости всего происходящего. Кажется, не случилось ничего плохого, напротив, произошло радостное событие — приехал долгожданный сын. Все его любят, и он всех любит. Но праздника нет. И отец, и сын испытывают неожиданную неловкость, озабоченность, и этого достаточно, чтобы встреча лишилась той непосредственности и непринужденности, которая и делает радость настоящей радостью. Но что же случилось? Игнатий ни в чем особо не переменился. Разве что приобрел солидность и ту дерзковатую уверенность, которая даруется прочным жизненным успехом. Он по-прежнему любит отца, по-прежнему добрый, открытый, сердечный человек. Но он отошел от той традиции, в которой живет и привыкла жить его семья. Он ведет себя не так, как принято здесь в семье и в деревне. Сам того не желая и не замечая, он совершает массу мелких бестактностей, тем самым нарушая неписаный нравственный кодекс семьи. Поэтому старший Байкалов пытается ему противопоставить младшего сына — Василия, хранителя семейных традиций.
Шукшин часто писал о деревенских жителях, деревне, его первая книга так и называлась — «Сельские жители». Может быть, тема деревни ему ближе? Возможно. Но мне кажется, именно в деревне, вдали от цивилизации, города, он видел гуманное начало — доброту, всепрощение. В более поздних своих произведениях Шукшин испытывает своих героев городом. Наверное, писатель опасается, что при соприкосновении с городской действительностью человек может многое утратить. А может быть, дело в том, что, предлагая деревенскому жителю в сущности те же самые нравственные проблемы, с какими он сталкивался и у себя в деревне, городская действительность предлагает их ему в совершенно другой, гораздо более сложной форме, в которой ему не так-то просто разобраться. В городе человеку надо обязательно обнаружить нравственную крепость в себе, чтобы не потеряться. А такое возможно только в том случае, если человек сложился как личность. Вот и потерпел крах один из героев Шукшина — Егоров.
Именно потому, что не был он личностью в буквальном смысле этого слова.



Михаил Александрович Егоров, «кандидат наук, длинный, сосредоточенный очкарик», познакомился с девушкой и намерен на ней жениться. Девушка Катя, или Кэт, как она себя называет, не из его круга. Но это его не смущает. Человек добропорядочный, уверенный в себе, он надеется в будущем привить ей свои взгляды на мир, свои вкусы, то есть перевоспитать. Придя однажды к Кэт, он застает у нее одного из ее прежних друзей, Сержа, затевает с ним глупую ссору и оказывается выброшенным на лестницу. Конечно, ни Кэт, ни Серж особой симпатии у нас не вызывают, но у этих людей есть свой характер, свое достоинство. У Михаила Александровича его нет. Он мещанин, добропорядочный, совестливый, но все же мещанин. Встретившись с Кэт, он просто решил расслабиться. Возможно, он попал бы в зависимость от Кэт, если бы не вмешался Серж. Оружием Сержа и Кэт Егоров не владеет, а своего у него нет. И причина в том, что он не личность. Его вышвыривают из дома, потому что он тоже виноват — он совершил нравственное воровство. Именно так можно назвать его стремление урвать от удовольствий. Василий Шукшин как художник сформировался в условиях своего времени, но отразил его нравственносоциальный опыт так, что мы, теперешние читатели, воспринимаем его опыт как свой собственный. Радости и страдания шукшинских героев понятны нам. Герои Шукшина решают для себя те же вопросы, которые возникнут и перед новыми поколениями. И то, как они, герои рассказов, решали эти вопросы, какие выводы для себя сделали, конечно же, войдет в жизненный опыт и нашего, и последующих поколений.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Шукшин > ВЕРА В ГУМАННЫЕ НАЧАЛА ЖИЗНИ (по произведениям В М Шукшина)