Русское против советского — консерватизм деревни (Люди и судьбы в творчестве В М Шукшина) - сочинение

В России издревле крестьянство играло главную роль в истории. Не по силе власти, а по силе духа крестьянство было и, хочется надеяться, по сей день остается движущей силой российской истории. С земли поднялись на борьбу за народную долю Стенька Разин, Емельян Пугачев и Иван Болотников. Особое место среди писателей-деревенщиков занимает Василий Макарович Шукшин, русский крестьянин по рождению и духу. Редко можно встретить такого мастера народного слова, такого искреннего радетеля родной земли, каким был этот выдающийся писатель.
Через всю жизнь писателя красной нитью пролегла красота и суровость родных алтайских пейзажей. Именно благодаря любви к своей малой родине-деревне Шукшин научился ценить землю, труд человека на этой земле, научился понимать суровую прозу сельской жизни. Его герои оказались непривычными для читателя по своему социальному положению, по жизненной зрелости и по нравственному опыту. Шукшин написал всего два романа: «Любавины» и «Я пришел дать вам волю», основное творчество пришлось на рассказы-были о русской жизни. Его всю жизнь интересовала одна тема: доля и судьба русского крестьянства. Шукшин сумел задеть за живое, пробиться в наши души, чтобы спросить: «Что с нами происходит?». Писатель не щадил себя, торопился, чтобы успеть сказать правду и этой правдой сблизить людей. Он был одержим одной мыслью, которую хотел додумать вслух: он мечтал быть понятым! Все усилия Шукшина-творца были направлены к этому. Он считал: «Искусство - так сказать, чтобы тебя поняли...». Поэтому и объяснял, спорил, доказывал и мучился, когда не был понят. Например, не согласился, что фильм «Живет такой парень» - это комедия. Над землей и крестьянством смеяться грех, потому что земля нас кормит.
Колыбелью его творчества стала алтайская деревня Сростки. Память и размышления о жизни возвращали его в село, здесь он распознавал «острейшие схлесты и конфликты», которые побуждали к широким размышлениям над проблемами жизни послевоенного общества. Наверное, вся ужасная картина разрушенной, сожженной земли заставила взяться за перо: «Сама потребность взяться за перо лежит, думаю, в душе растревоженной. Трудно найти другую такую побудительную причину, которая заставит человека, что-то знающего, поделиться своим знанием с другими людьми».
В народности искусства - феномен его дарования. Герой Шукшина показался сначала не только незнакомым, а отчасти непонятным, потому что - не выдуман, а взят из жизни. В его героях поражают непосредственность, непредсказуемость поступка: то неожиданно подвиг совершит, то вдруг сбежит из лагеря за три месяца до окончания срока. Сам Шукшин признавался: «Мне интереснее всего исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естественен. Но у него всегда разумная душа».



Обожгла боль от измены жены Серегу Безменова, и он отрубил себе два пальца («Беспалый»). Оскорбил очкарика в магазине хам- продавец, и тот впервые в жизни напился и попал в вытрезвитель («А поутру они проснулись...»). В таких ситуациях герои Шукшина могут даже покончить с собой («Жена мужа в Париж провожала»). Обидели Сашку Ермолаева («Обида»), «несгибаемая» тетя-продавец нахамила. Подумаешь... Но герой Шукшина не будет терпеть, а будет доказывать, объяснять. И вдруг схватится за молоток, как за последний аргумент. Сам Шукшин может сказать: «Тут надо сразу бить табуреткой по голове - единственный способ сказать хаму, что он сделал нехорошо» («Боря»), Шукшина многие считали писателем комическим, но история рассудила иначе - трагик он. Земное притяжение и влечение к земле - сильнейшее чувство земледельца. Родившееся вместе с человеком, образное представление о величии и мощи земли, источнике жизни, придает стойкость деревенскому характеру. Земля - поэтически многозначительный образ в искусстве Шукшина: дом родной, пашня, степь, Родина, мать-сыра земля... Народно-образные ассоциации и восприятия создают в шукшинской прозе цельную систему понятий национальных, исторических и философских: о бесконечности жизни и уходящей в прошлое цепи поколений, о Родине, о духовных связях. Всеобъемлющий образ земли-Родины становится центром тяготения всего содержания творчества Шукшина. Первой попыткой глубокого осмысления Василием Шукшиным судеб русского крестьянства на исторических изломах стал роман «Любавины». В нем речь шла о строительстве социализма в начале 20-х годов нашего столетия. Но все же главным героем, главным воплощением, сосредоточием русского национального характера для Шукшина стал Степан Разин. Именно ему, его восстанию, посвящен второй и последний роман Шукшина «Я пришел дать вам волю». Писатель понял, что Степан Разин какими-то гранями своего характера - сосредоточие национальных особенностей русского народа. И это драгоценное открытие Шукшин хотел донести до читателя. Сегодняшний человек остро ощущает, как «сократилась дистанция между современностью и историей». «Советское» еще не отжило, не отговорило в душе русского крестьянина, но без возвращения к истокам национального характера нечего и думать о возрождении деревни как малой родины и первоэлемента великой России.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Шукшин > Русское против советского — консерватизм деревни (Люди и судьбы в творчестве В М Шукшина)